Приказ Минобрнауки РФ от 28.12.2010 N 2106 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ В ЧАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. N 19676

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 28 декабря 2010 г. N 2106
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ В ЧАСТИ
ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ВОСПИТАННИКОВ
В соответствии с пунктом 5.2.58 Положения о Министерстве образования и науки
Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской
Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010,
N 21, ст. 2603; N 26, ст. 3350), приказываю:
Утвердить прилагаемые федеральные требования к образовательным учреждениям в части
охраны здоровья обучающихся, воспитанников.
Министр
А.А.ФУРСЕНКО
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 9 декабря 2010 г. N 1639

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ В ЧАСТИ
ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ВОСПИТАННИКОВ

1. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья
обучающихся, воспитанников (далее - Требования) представляют собой систему
необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и
психологического здоровья обучающихся, воспитанников.
2. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление
здоровья обучающихся, воспитанников.
3. Требования сформированы с учетом факторов, оказывающих влияние на состояние
здоровья обучающихся, воспитанников:
социальные, экономические и экологические условия окружающей действительности;
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к
ухудшению здоровья обучающихся, воспитанников;
фактор значительного временного разрыва между воздействием и негативным
популяционным сдвигом в здоровье обучающихся, воспитанников и всего населения страны
в целом;
система знаний, установок, правил поведения, привычек, формируемых у обучающихся,
воспитанников в процессе обучения;
особенности отношения обучающихся, воспитанников к своему здоровью, существенно
отличающиеся от таковых у взрослых, связанные с отсутствием у них опыта "нездоровья" (за
исключением детей с хроническими заболеваниями), неспособностью прогнозировать
последствия своего отношения к здоровью, невосприятием деятельности, связанной с
укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.
4. Настоящие Требования включают восемь групп требований:
1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся, воспитанников;
2)
соответствие
инфраструктуры
образовательного
здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;

учреждения

условиям

3) рациональная организация образовательного процесса;
4) организация физкультурно-оздоровительной
образовательном учреждении;

и

спортивно-массовой

работы

в

5) организация системы просветительской и методической работы с участниками
образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися,
воспитанниками;
7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни обучающихся, воспитанников;
8) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни
обучающихся, воспитанников.
5. Требования к целостности системы формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни обучающихся, воспитанников включают:

1) системность деятельности по вопросам здоровьесбережения (отражение в основной
образовательной программе образовательного учреждения, уставе и локальных актах
образовательного учреждения направлений деятельности, обеспечивающих сохранение и
укрепление здоровья, безопасный образ жизни обучающихся, воспитанников);
2) взаимодействие образовательного учреждения с органами исполнительной власти,
правоохранительными органами, научными учреждениями, учреждениями дополнительного
образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и другими
заинтересованными организациями по вопросам охраны и укрепления здоровья, безопасного
образа жизни обучающихся, воспитанников;
3) преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу жизни
(здоровью) на различных ступенях, уровнях образования;
4) комплексный подход в оказании психолого-педагогической,
поддержки различных групп обучающихся, воспитанников;

медико-социальной

5) непрерывность отслеживания сформированности здорового и безопасного образа жизни
обучающихся, воспитанников.
6. Требования к соответствию инфраструктуры образовательного учреждения условиям
здоровьесбережения обучающихся, воспитанников включают:
1) соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений, а также и их
оборудования (для водоснабжения, канализации, вентиляции, освещения) требованиям
санитарных правил, требованиям пожарной безопасности, требованиям безопасности
дорожного движения;
2) наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, воспитанников,
а также для хранения и приготовления пищи в соответствии с требованиями санитарных
правил;
3) оснащение учебных кабинетов, спортивных сооружений необходимым оборудованием и
инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основных и
дополнительных образовательных программ;
4) обеспечение учебных кабинетов, спортивных залов и других помещений для пребывания
обучающихся,
воспитанников
естественной
и
искусственной
освещенностью,
воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил;
5) оснащение в соответствии с требованиями санитарных правил помещений для работы
медицинского персонала оборудованием для проведения профилактических осмотров,
профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной
диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи;
6) наличие в учебных помещениях здоровьесберегающего оборудования, используемого в
профилактических
целях,
информационного
оборудования
по
безопасности
жизнедеятельности в соответствии с требованиями санитарных правил;
7) наличие в образовательном учреждении квалифицированных специалистов,
обеспечивающих проведение оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками
(медицинские работники, учителя (преподаватели) физической культуры, логопеды,
психологи, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, тьюторы);
8)

сформированность

культуры

здоровья

педагогических

и

научно-педагогических

работников образовательного учреждения (наличие знаний и умений по вопросам
использования здоровьесберегающих методов и технологий; здоровьесберегающий стиль
общения; образ жизни и наличие ответственного отношения к собственному здоровью).
7. Требования к рациональной организации образовательного процесса содержат:
1) включение в основную общеобразовательную программу разделов по формированию
культуры здорового и безопасного образа жизни, включение в основную профессиональную
образовательную программу учебных модулей по формированию культуры здорового и
безопасного образа жизни;
2) реализацию дополнительных образовательных программ, ориентированных на
формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые могут быть
реализованы как в урочной (аудиторной), так и во внеурочной (внеаудиторной) деятельности;
3) наличие и реализацию проектов (целевая программа, программа экспериментальной
работы) спортивно-оздоровительной направленности;
4) соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного процесса
(объем нагрузки по реализации основных и дополнительных образовательных программ,
время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей
обучающихся в двигательной активности), в том числе при введении в образовательный
процесс педагогических инноваций;
5) использование форм, методов обучения и воспитания, педагогических технологий,
адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
6) использование в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов,
форм, технологий;
7) соблюдение норм двигательной активности при организации образовательного процесса в
соответствии с требованиями санитарных правил;
8) соблюдение здоровьесберегающего режима обучения и воспитания, в том числе при
использовании технических средств обучения, информационно-коммуникационных
технологий, в соответствии с требованиями санитарных правил;
9) учет индивидуальных особенностей развития обучающихся, воспитанников при
организации образовательного процесса;
10) обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды
(демократичность и оптимальная интенсивность образовательной среды, благоприятный
эмоционально-психологический климат, содействие формированию у обучающихся
адекватной самооценки, познавательной мотивации).
8. Требования к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в
образовательном учреждении включают:
1) организацию физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися, воспитанниками
всех групп здоровья;
2) организацию занятий по лечебной физкультуре для обучающихся, воспитанников в
соответствии
с
медицинскими
показаниями
по
результатам
медицинского
профилактического осмотра;
3) выполнение комплекса упражнений во время регламентированных перерывов для

снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора,
устранения влияния гиподинамии, гипокинезии, а также предотвращения развития
познотонического утомления;
4) организацию динамических пауз (динамических перемен), физкультминуток на уроках,
занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной
активности;
5) организацию работы спортивных секций, кружков, клубов и создание условий,
соблюдение режима их (секций, кружков, клубов) работы в соответствии с требованиями
санитарных правил;
6)
организацию
воспитательной,
внеурочной
(внеаудиторной)
деятельности
физкультурно-оздоровительной направленности на каждой ступени общего образования и в
системе профессионального образования;
7) организацию физкультурных и спортивных мероприятий с обучающимися,
воспитанниками по видам спорта и комплексных мероприятий (спартакиад, универсиад,
олимпиад, соревнований, дней спорта, дней здоровья);
8) обеспечение участия обучающихся, воспитанников в региональных, межрегиональных,
всероссийских физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях.
9. Требования к организации системы просветительской и методической работы с
участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни
включают:
1) организацию взаимодействия образовательного учреждения с организациями
(учреждениями) физической культуры и спорта, туризма, культуры, здравоохранения,
гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций,
правоохранительными органами по проведению физкультурных мероприятий, спортивных
мероприятий, мероприятий по формированию безопасного образа жизни, занятий по
профилактике вредных привычек, массовых мероприятий здоровьесберегающей
направленности;
2) организацию взаимодействия образовательного учреждения с общественностью по
вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников, профилактики у
них вредных привычек, формирования безопасного образа жизни;
3) наличие в фонде информационно-библиотечного центра (библиотеки, медиатеки)
образовательного учреждения детской, научно-публицистической, научно-методической
литературы, периодических изданий, информационных ресурсов по вопросам здоровья,
здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой и
массовым спортом, организации подвижных игр, выбора оптимальной двигательной
нагрузки;
4) наличие и периодическое обновление информации, посвященной проблемам сохранения
здоровья, организации и ведения здорового образа жизни на различных информационных
носителях, информационных стендах и (или) на сайте образовательного учреждения;
5) наличие и реализацию плана методических мероприятий, повышения квалификации
педагогических и научно-педагогических работников по различным вопросам возрастной
психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов, положительно и
отрицательно влияющих на здоровье и безопасность обучающихся, воспитанников,

здоровьесберегающих технологий.
10. Требования к организации профилактики употребления психоактивных веществ
обучающимися, воспитанниками включают:
1) реализацию превентивных программ, направленных на предотвращение употребления
психоактивных веществ (далее - ПАВ) обучающимися, воспитанниками;
2) выявление факторов риска распространения в подростковой, молодежной среде ПАВ и
оценку эффективности реализуемых в образовательном учреждении превентивных программ;
3) наличие безопасной поддерживающей образовательной среды (благоприятный
психологический климат, реализация тезиса "образовательное учреждение - территория,
свободная от ПАВ", система работы с педагогическими и научно-педагогическими
работниками образовательного учреждения по повышению компетентности в области
создания условий, предупреждающих закрепление зависимых форм поведения).
11. Требования к комплексному сопровождению системы формирования культуры здорового
и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников включают:
1) использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не
требующих постоянного наблюдения врача;
2) организацию в соответствии с требованиями санитарных правил качественного горячего
питания обучающихся, воспитанников, соответствующего их энергозатратам, с учетом
энергетической ценности продуктов и сбалансированности рациона;
3) наличие системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи
обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья;
4) привлечение педагогических и медицинских работников к реализации всех направлений
работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, воспитанников, просвещению
родителей (законных представителей);
5) привлечение педагогических работников и сотрудников правоохранительных органов к
реализации направлений работы по формированию безопасного образа жизни, просвещению
родителей (законных представителей).
12. Требования к мониторингу сформированности культуры здорового и безопасного образа
жизни обучающихся, воспитанников содержат:
1) наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и безопасного образа
жизни у обучающихся, воспитанников;
2) отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся, воспитанников (общего
показателя здоровья; показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного
аппарата; травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного
травматизма; показателя количества пропусков занятий по болезни; эффективности
оздоровления часто болеющих обучающихся, воспитанников);
3) включение в ежегодный отчет образовательного учреждения, доступный широкой
общественности, обобщенных данных о сформированности культуры здорового и
безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
4) наличие инструментария мониторинга здоровья и физического развития обучающихся,
воспитанников образовательного учреждения;

5) проведение социологических исследований на предмет удовлетворенности обучающихся,
воспитанников,
родителей
(законных
представителей),
педагогических
и
научно-педагогических работников образовательного учреждения, социальных партнеров
образовательного учреждения комплексностью и системностью работы образовательного
учреждения по сохранению и укреплению здоровья; а также на предмет наличия
благоприятного мнения об образовательном учреждении.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».