Волейбол

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Быньги

Утверждаю:
И.о. директора МАОУ СОШ с. Быньги
_____________Г.Д. Назарова
«____» _________ 2023 г.

Программа дополнительного образования
«Волейбол»
направление: физкультурно-спортивное,
возраст обучающихся: 11-15 лет;
Срок реализации 1 год

Разработчик программы:
педагог дополнительного образования
МАОУ СОШ с.Быньги
Ступин Виктор Петрович

2023

1. Пояснительная записка.
Направление программы: физкультурно-спортивное.
Дополнительное образование детей призвано способствовать формированию здорового
образа жизни, развитию физических качеств, интеллектуальных и нравственных
способностей обучающихся, их самосовершенствованию, познанию и творчеству,
достижению уровня спортивных успехов. Волейбол помогает улучшить физические,
физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного
планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
Волейбол – один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших
всенародное призвание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание.
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и
скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью.
Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме
занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем.
Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах
мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся
более подвижными, повышается сила и эластичность мышц. Постоянные взаимодействия с
мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и
ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые
сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений
и расслаблений мышц. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно
влияет на рост юных спортсменов.
Новизной и актуальностью данной программы является одна из основных задач в
подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил
обучающихся, в воспитании социально активной личности, готовой к трудовой деятельности
в будущем. Основным условием выполнения этой задачи является целенаправленная
подготовка обучающихся, которая предусматривает:
 Содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической
подготовленности и укреплению здоровья обучающихся;
 Повышение тренировочных и соревновательных нагрузок, уровня владения
навыками игры в процессе подготовки;
 Подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким
уровнем командной игры и морально – волевыми качествами обучающихся;
 Подготовку и выполнение нормативных требований.
Цель программы:
 Формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической
культуры и спортом, популяризация игры в волейбол среди учащихся школы,
пропаганда ЗОЖ;
 Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;
 Теоретическое и практическое обучение игре в волейбол;
 Обучение учащихся жизненно – важным двигательным навыкам и умениям;
 Формирование сборной команды школы по волейболу, приобретение волевых
качеств, необходимых для стабильности и успешности выступления на
районных соревнованиях.
2

Задачи программы:
Развивающие задачи:
 Укрепление здоровья;
 Создание
надежной
базы
физического
совершенствования
и
подготовленности для любых форм двигательных проявлений в различных
областях труда и спорта и т.д.;
 Укрепление сердечно – сосудистой и дыхательной системы;
 Совершенствование физического развития;
 Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости,
координации и гибкости;
 Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств;
Образовательные задачи:
 Обучение правилам игры в волейбол;
 Обучение основам техники и тактики игры в волейбол;
 Формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в
области физической культуры для самостоятельного использования их в
повседневной жизни.
Воспитательные задачи:
 Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям
волейболом;
 Формирование моральных и волевых качеств;
 Формирование потребности и умения заниматься физическими
упражнениями, сознательное применение их в целях отдыха, тренировки,
повышения работоспособности.
Организация работы:
Возраст обучающихся – 11-15 лет.
Срок реализации программы - 1 год.
Программа предусматривает занятия 2 раза в неделю, продолжительностью 2 часа.
2. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
обучающихся, которые они должны приобрести в процессе данного курса, а именно:
 Должны овладеть способами организации и проведения разнообразных форм
занятий по волейболу, их планирование и содержательное наполнение.
 Должны владеть широким арсеналом двигательных действий и физических
упражнений из волейбола и оздоровительной физической культуры, активно их
использовать в самостоятельно организуемой спортивно – оздоровительной и
физкультурно – оздоровительной деятельности;
 Должны овладеть способами наблюдения за показателями индивидуального
здоровья, физического развития и физической подготовленности, использовать
эти показатели в организации и проведение самостоятельных форм занятий
физической культуры.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности, и отражают:

2



Способность научиться самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивные и интересы своей познавательной
деятельности;
 Способность научиться самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
 Способность соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
 Способность оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
 Способность к самоконтролю, самооценке, принятию решений и
осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 Способность организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;
 Способность работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
 Способность формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные результаты
К концу 1-го года обучения:
 Формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья;
 Иметь представление об истории развития волейбола, о правилах личной
гигиены, профилактике травматизма;
 Технически правильно выполнять двигательные действия в волейболе;
 Уметь быстро анализировать игровую ситуацию и принимать решения к
развитию игры с наилучшей эффективностью;
 Уметь координировать внутрикомандные взаимодействия как в атаке, так и в
обороне;
 Уметь корректировать двигательные действия в зависимости от изменяющихся
условий игры;
 Уметь планировать тактическое развитие игры.
3. Содержание программы
Техника нападения
1.
Перемещения и стойки: стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение
приставными шагами лицом, боком (правым, левым), спиной вперед; двойной шаг, скачок
вперед; остановка шагом; сочетание стоек и перемещений, способов перемещений.
2.
Передачи: передача мяча сверху двумя руками: подвешенного на шнуре; над
собой - на месте и после перемещения различными способами; с набрасывания партнера - на
месте и после перемещения; в парах; в треугольнике: зоны 6-3-4,6-3-2, 5-3-4,1-3-2; передачи
в стену с изменением высоты и расстояния - на месте и в сочетании с перемещениями; на
точность с собственного подбрасывания и партнера.
3.
Отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее: стоя
на площадке и в прыжке, после перемещения.
2

4.
Подачи: нижняя прямая (боковая); подача мяча в держателе (подвешенного на
шнуре); в стену - расстояние 6-9 м, отметка на высоте 2 м; через сетку - расстояние 6 м, 9 м;
из-за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки.
Нападающие удары: прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное
движение кистью по мячу: стоя на коленях на гимнастическом месте, стоя у стены, по мячу
на резиновых амортизаторах - стоя и в прыжке; бросок теннисного (хоккейного) мяча через
сетку в прыжке с разбегу; удар по мячу в держателе через сетку в прыжке с разбега; удар
через сетку по мячу, подброшенному партнером; удар с передачи.
Техника защиты
1.
Перемещения и стойки: то же, что в нападении, внимание низким
стойкам; скоростные перемещения на площадке и вдоль сетки; сочетание перемещений с
перекатами на спину и в сторону на бедро.
2.
Прием сверху двумя руками: прием мяча после отскока от стены (расстояние 12 м); после броска партнером через сетку (расстояние Ф-6 м); прием нижней прямой подачи.
3.
Прием снизу двумя руками: прием подвешенного мяча, наброшенного
партнером - на месте и после перемещения; в парах направляя мяч вперед вверх, над собой,
один на месте, второй перемещается; «жонглирование» стоя на месте и в движении; прием
подачи и первая передача в зoну нападения.
4.
Блокирование: одиночное блокирование поролоновых, резиновых мячей
«механическим блоком» в зонах 3, 2, 4; «ластами» на кистях - стоя на подставке и в прыжке;
ударов по мячу в держателе (подвешенного на шнуре).
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
Техника нападения
1.
Перемещения: прыжки на месте, у сетки, после перемещений и остановки;
сочетание способов перемещений с остановками, прыжками, техническими приемами.
2.
Передачи сверху двумя руками: в стену стоя, сидя, лежа, с изменением высоты
и расстояния, в сочетании с перемещениями; на точность с применением приспособлений;
чередование по высоте и расстоянию; из глубины площадки к сетке: в зонах 2-4,4-2,6-4,6-2
(расстояние 4 м), 5-2, 6-4 (расстояние 6 м); стоя спиной в направлении передачи; с последующим падением и перекатом на бедро; вперед вверх в прыжке на месте и после перемещения;
отбивание кулаком у сетки стоя и в прыжке.
3.
Подачи: нижние - соревнования на точность попадания в зоны; верхняя прямая
подряд 10-15 попыток, на точность в правую, левую, дальнюю и ближнюю половину
площадки, соревнования - на количество, на точность; верхняя боковая подача.
Нападающие удары: прямой сильнейшей рукой из зон 4,3,2 с различных по
высоте
и
расстоянию
передач
у
сетки
и
из
глубины
площадки;
прямой слабейшей рукой; с переводом вправо из зоны 2 с поворотом туловища вправо (для
правшей).
Техника защиты
1.
Перемещения и стойки: стойка, скачок вправо, влево, назад, падения и
перекаты после падений - на месте и после перемещений, сочетание способов перемещений,
перемещений и падений с техническими приемами защиты.
4.

2.
Прием мяча: сверху двумя руками нижней подачи, верхней прямой подачи
(расстояние 6-8 м); прием мяча снизу двумя руками нижних подач, верхней прямой подачи,
2

от передачи через сетку в прыжке; нападающего удара в парах, через сетку на точность;
сверху двумя руками с последующим падением, снизу одной рукой с выпадом в сторону с
после
дующим падением и перекатом на бедро (правой вправо, левой влево); прием отскочившего
от сетки мяча.
3.
Блокирование: одиночное в зонах 3,2,4, стоя на подставке, нападающий удар
по мячу, подброшенному партнером и с передачи; блокирование в прыжке с площадки;
блокирование нападающего удара с различных передач по высоте; блокирование удара с
переводом вправо; блокирование поочередно ударов прямых и с переводом.
Техника нападения
1.
Перемещения: чередование способов перемещения на максимальной скорости;
сочетание способов перемещения с изученными техническими приемами нападения.
2.
Передачи: передача мяча сверху двумя руками на точность («маяки» и т.п.) с
собственного подбрасывания (варьируя высоту), посланного передачей: а) первая передача
постоянная (2-3 м), вторая - постепенно увеличивая расстояние (3-10 м); б) первая постепенно увеличивая расстояние, вторая - постоянная; в) первая и вторая - увеличивая
расстояние
мяча,
посылаемого ударом одной руки; из глубины площадки для нападающего удара в зонах 24,4-2,6-4 на расстояние 6 м; в зонах 5-2,1 -4 на расстояние 7- 8 м; стоя спиной в направлении
передачи: встречная передача (после передачи над собой и поворота на 180° (в зонах 2-4 6-4,
расстояние 3-4 м), в тройках в зонах: 6-3-2, 6-3-4, 5-3-2, 1-3-4, из глубины площадки - с собственного подбрасывания в зонах 6-2,6-4 (расстояние 2-3 м); с набрасывания партнера и
затем с передачи; с последующим падением и перекатом на спину.
3.
Передача сверху двумя руками в прыжке (вверх назад): с собственного
подбрасывания - с места и после перемещения; с набрасывания партнера - с места и после
перемещения; на точность в пределах границ площадки.
4.
Чередование способов передачи мяча: сверху, сверху с падением, в прыжке;
отбивание кулаком; передачи, различные по расстоянию и высоте.
5.
Подачи: верхняя прямая подача (подряд 20 попыток), с различной силой; через
сетку в три продольные зоны: 6-3,1 -2, 5-4, ближе к боковым и лицевой линиям;
соревнование на точность попадания в зоны; верхняя боковая подача с соблюдением правил;
подачи (подряд 5 попыток); подачи в правую и левую половины площадки; соревнование на
большее
количество выполненных подач правильно; чередование нижней и верхней прямой подач на
точность.
6.
Нападающие удары: прямой нападающий удар (по ходу) сильнейшей рукой из
зон 4,3,2; с различных передач - коротких по расстоянию, средних и высоких по высоте;
средних по расстоянию - средних и высоких по высоте; длинных по расстоянию, средних по
высоте; из зон 4 и 2 с передачи из зоны 6; при противодействии блокирующих, стоящих на
подставке; из зон 4 и 2 с передачи назад за голову; удар с переводом вправо с поворотом
туловища вправо; удар из зоны 2 с передачи из зоны 3, стоя спиной в направлении передачи;
удар из зоны 4 с передачи из зоны 3; удар из зон 2,4 «мимо блока» (имитирует блок игрок,
стоя
на
подставке);
имитация нападающего удара и передача через сетку двумя руками, имитация нападающего
2

удара в разбеге и передача подвешенного мяча; то же в зонах 4 и 2 с передачи из зоны 3;
удар с переводом влево с поворотом туловища влево по мячу на амортизаторах, по мячу в
держателе, наброшенному партнером; удар из зон 3,4 с высоких и средних передач, прямой
нападающий удар слабейшей рукой из зон 2,3,4 по мячу, наброшенному партнером, из зон 2,
3 с передачи из соседней зоны (3-2,4-3); нападающие удары с удаленных от сетки передач.
Техника защиты
1.
Перемещения и стойки: сочетание способов перемещений, падений
и стоек с техническими приемами игры в защите; перемещения на максимальной скорости и
чередование их способов, сочетание с падениями, остановками и выполнением приема мяча.
2.
Прием мяча: сверху двумя руками, нижней и верхней прямой подач, от удара
одной рукой в парах и через сетку (стоя на подставке); прием снизу двумя руками нижней
подачи, первая передача на точность; верхней прямой подачи и первая передача в зону
нападения; нападающего удара; верхней боковой подачи; от передачи через сетку в прыжке;
снизу одной рукой правой, левой в парах, у сетки, от сетки, сверху двумя руками с падением
в сторону на бедро и перекатом на спину, от передачи мяча через сетку, передача в прыжке
через сетку; прием подачи; нападающего удара; прием снизу двумя руками с падением и
перекатом в сторону на бедро в парах; прием снизу подачи, нападающего удара; прием
одной рукой с падением в сторону на бедро и перекатом на спину (правой, левой) в парах (по
заданию), у сетки, от сетки; прием подачи, нападавшего удара; чередование способов приема
мяча в зависимости от направления и скорости полета мяча.
Блокирование: одиночное прямого нападающего удара по ходу (в зонах 4,2, 3), из
двух зон в известном направлении, стоя на подставке и в прыжке с площадки; ударов из
одной зоны в двух направлениях, стоя на подставке и в прыжке с площадки; ударов с
переводом вправо (в зонах 3,4,2), стоя на подставке, в прыжке с площадки удары с передачи;
групповое блокирование (вдвоем) ударов по ходу (из зон 4,2, 3), стоя на подставке, и в
прыжке с площадки
Техника нападения
1.
Перемещения: сочетание способов перемещений, исходных положений, стоек,
падений и прыжков в ответ на сигналы; сочетание стоек, способов перемещений с
техническими приемами.
Передачи мяча: у сетки сверху двумя руками, различные по расстоянию: короткие,
средние, длинные; различные по высоте: низкие, средние, высокие, сочетание передач из
глубины площадки, стоя лицом и спиной к нападающему; нападающий удар с передачи в
прыжке; имитация нападающего удара и передача через сетку двумя руками, имитация
замахов и передача в прыжке через сетку в зону нападения; нападающий удар с переводом
влево с поворотом туловища влево из зон 3 и 4 с высоких и средних передач; прямой
нападающий удар слабейшей рукой из зон 2, 3,4 с различных передач; боковой нападающий
удар сильнейшей рукой из зон 4,3; нападающий удар с переводом вправо без поворота
туловища из зон 2,3,4.
Техника защиты
1.
Перемещения: сочетание способов перемещений и падений с техническими
приемами игры в защите; способов перемещений с прыжками, перемещений с
блокированием.
2.
Прием мяча: сверху двумя руками от подач и нападающих ударов средней
силы на точность; снизу двумя руками верхних подач на задней линии и первая передача на
2

точность; прием мяча снизу одной рукой (правой, левой) попеременно у сетки и от сетки
после перемещения.
ПОДГОТОВКА
Тактика нападения
1.
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи у
сетки; для подачи; для отбивания мяча через сетку, стоя двумя сверху, кулаком, снизу, стоя,
в прыжке; вторая передача из зоны 3 игроку, к которому передающий обращен лицом;
подача нижняя прямая на точность в зоны - по заданию; передача мяча через сетку на
«свободное» место, на игрока, слабо владеющего приемом мяча.
2.
Групповые действия: взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3 при
первой передаче; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2 при второй передаче; игроков задней и
передней линии при первой передаче; игроков зон 6, 5,1 с игроком зоны 3 (2) при приеме
подачи.
3.
Командные действия: система игры со второй передачи игроком передней
линии: прием подачи и первая передача в зону 3 (2), вторая передача игроку зоны 4 (2).
Тактика защиты
1.
Индивидуальные действия: выбор места при приеме подачи, при приеме мяча,
направленного соперником через сетку, при блокировании (выход в зону «удара»), при
страховке партнера, принимающего мяч с подачи, посланного передачей; выбор способа
приема мяча от соперника - сверху или снизу.
2.
Групповые действия: взаимодействие игроков при приеме подачи и передачи:
игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроками зон 5 и 1; игрока зоны 3 с
игроками зон 4 и 2; игроков зон 5,1,6с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи
(обманы); игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 6.
3.
Командные действия: расположение игроков при приеме подачи, при системе
игры «углом вперед».
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
Тактика нападения
1.
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи (у
сетки лицом и спиной в направлении передачи, из глубины площадки -лицом); подачи
(способа, направления); нападающего удара (способа и направления; подача на игрока, слабо
владеющего приемом подачи, вышедшего на замену; выбор способа отбивания мяча через
сетку (передачей сверху, стоя или в прыжке), снизу (лицом, спиной к сетке); вторая передача
их зоны 3 в зону 4 или 2, стоя лицом и спиной к нападающему; вторая передача
нападающему, сильнейшему на линии; имитация нападающего удара и «обман»; имитация
второй передачи и «обман» через сетку.
2.
Групповые действия: взаимодействие игроков передней линии при второй
передаче (игрока зоны 2 с игроками зон 3 и 4); игроков задней и передней линии (игроков
зон 6, 5, 1 с игроком зоны 3 (2) при первой передаче).
3. Командные действия: система игры со второй передачи игрока передней линии
(прием подачи и первая передача в зону 3 (2), вторая передача нападающему, к которому
передающий обращен лицом (спиной).
Тактика защиты

2

1.
Индивидуальные действия: выбор места при приеме верхних подач прямой и
боковой; при блокировании; при страховке партнера, принимающего подачу, нападающий
удар; блокирующих, нападающих; выбор способа приема подачи (нижней - сверху, верхних снизу, сверху двумя руками с падением); способа приема мяча от обманных приемов (в
опорном
положении
и
с
падением);
способа
перемещения
и
способа
приема от нападающих ударов; блокирование определенного направления.
2.
Групповые действия: взаимодействие игроков задней линии между собой при
приеме подачи, нападающих ударов, обманных приемов; взаимодействие игроков передней
линии, не участвующих в блокировании с блокирующими; игроков зоны 6 с блокирующим
игроком зоны 3 и страхующими игроками зон 4 и 2; игроков зон 4 и 2 (соответственно) при
приеме нападающих ударов и обманов.
3.
Командные действия: расположение игроков при приеме подачи, когда вторую
передачу выполняет а) игрок зоны 3, б) игрок зоны 4, а игрок зоны 3 оттянут назад, в) игрок
зоны 2 у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 2, в положениях «б» и «в» игроки 4
и 2 идут на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 соответственно в зону 4 и 2 для нападающего удара; система игры «углом вперед» с применением групповых действий, изученных
в данном году обучения.
Тактика нападения
1.
Индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи у
сетки и из глубины площадки для нападающего удара, для выполнения подачи и
нападающего удара (при чередовании способов); чередование способов подач; подачи
верхние на игроков, слабо владеющих навыками приема мяча; вышедших после замены;
выбор способа отбивания мяча через сетку нападающим ударом, передачей сверху двумя
руками, кулаком, снизу; вторая передача нападающему, сильнейшему на линии (стоя лицом
и спиной к нему); имитация второй передачи и «обман» (передача через сетку) в прыжке;
имитация прямого нападающего удара и передача в прыжке двумя руками через сетку;
чередование способов нападающего удара - прямой, перевод сильнейшей, прямой
слабейшей рукой.
2.
Групповые действия: взаимодействие игроков передней линии при второй
передаче - игрока зоны 4 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зон 4 и 2 в условиях
различных по характеру первых и вторых передач; игрока зоны 2 с игроками зон 3 и 4 в
условиях длинных первых передач; взаимодействие игроков передней и задней линий при
первой
передаче - игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3 (при приеме мяча в дальней части площадки
от подачи и нападающего удара); игроков зон 6,1 и 5 с игроком зоны 2 при приеме верхних
подач для второй передачи, в доигровках - для нападающего удара или передачи в прыжке.
3.
Командные действия: система игры через игрока передней линии, прием
подачи (при чередовании способов) и первая передача в зону 3, вторая передача, стоя лицом
и спиной (чередование) к нападающему; прием верхней боковой подачи и первая передача в
зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий стоит спиной; первая передача для
нападающего удара, когда мяч соперник направляет через сетку без удара.
Тактика защиты
1.
Индивидуальные действия: выбор места при приеме подач различными
способами, нападающих ударов и обманных передач через сетку в прыжке (чередование);
при страховке партнера, принимающего мяч, блокирующего, нападающего; выбор способа
приема различных способов подач; выбор способа перемещения и способа приема мяча от
2

нападающих ударов различными способами и обманных действий; выбор способа приема
мяча в доигровке и при обманных приемах нападения; зонное блокирование (выбор
направления при ударах из зон 4,2 и 3 и «закрывание» этого направления).
2.
Групповые действия: взаимодействие игроков задней линии - игроков зон 1,6,5
между собой при приеме трудных мячей от подач, нападавших ударов, обманных действий;
взаимодействие
игроков
передней
линии:
а) двух игроков, не участвующих в блокировании, с блокирующим, б) двух игроков при
блокировании (выход в зону, где будет произведен удар), в) не участвующего в
блокировании с блокирующими; взаимодействие игроков задней и передней линий: а) игрока
зоны 6 с блокирующим (в зоне 3,4,2), с блокирующими зон 3-2; 3-4; игрока зоны 6 с не
участвующими в блокировании; в) игроков зон 1 и 5 с не участвующими в блокировании.
3.
Командные действия: расположение игроков при приеме подач различными
способами в дальние и ближние зоны, вторую передачу выполняет игрок зоны 3 и 2;
расположение игроков при приеме подачи, когда игрок зоны 4 стоит у сетки, а игрок зоны 3
оттянут и находится в зоне 4, после приема игрок зоны 4 идет на вторую передачу в зону 3, а
игрок зоны 3 играет в нападении в зоне 4; то же, но в зонах 3 и 2 (чередование этих двух
вариантов); системы игры: расположение игроков при приеме мяча от соперника «углом
вперед» (чередование групповых действий в соответствии с программой для данного года
обучения); переключение от защитных действий к нападающим - со второй передачи через
игрока передней линии.
Тактика нападения
1.
Индивидуальные действия: выбор места для вторых передач, различных по
высоте и расстоянию, стоя на площадке и в прыжке; для нападающего удара (с различных
передач мяча у сетки и из глубины площадки); чередование подач в дальние и ближние зоны,
на силу и нацеленных; подача на игрока, слабо владеющего навыками приема, вышедшего
после замены; вторая передача нападающему, сильнейшему на линии (различные по высоте
и расстоянию); передача двум нападающим на линии с применением отвлекающих действий
руками, туловищем; имитация второй передачи и обман (передача через сетку) на месте и в
прыжке (боком и спиной в направлении передачи); имитация нападающего
удара и передача в прыжке через сетку (в зону нападения); чередование способов
нападающего удара.
2.
Групповые действия: взаимодействие игрока зоны 4 с игроком зоны 2 при
второй передаче; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2 при скрестном перемещении в зонах - из
центра на край сетки (при второй передаче); игрока зоны 3 с игроком зоны 4 в условиях
чередования передач, различных по высоте и расстоянию, стоя лицом и спиной в
направлении передачи; взаимодействие игроков зон 6 и 5 с игроком, выходящим к сетке из
зоны 1.
Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3 при приеме подач на силу и
нацеленных, приеме нападающих ударов; игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 4 (при приеме
подачи - для второй передачи, в доигровке - для удара; игроков зон 4,3 и 2 с игроком зоны 1,
выходящим к сетке (при первой передаче); игрока, выходящего из зоны 1 при второй
передаче с игроками зон 4, 3 и 2.
3. Командные действия: система игры через игрока передней линии -прием подачи
и первая передача: а) в зону 3, вторая передаче в зоны 4 и 2, стоя лицом и спиной к ним; б) в
зону 4 и 2 (чередование), вторая передача в зоны 3 и 2 (3 и 4); в) в зону 2, вторая - назад за
2

голову, где нападающий удар выполняет игрок зоны 3; система игры через выходящего: прием подачи, первая передача игроку зоны 1, вышедшему к сетке, вторая передача
нападающему, к которому передающий обращен лицом (в зоны 3 и 4) и спиной (в зону 2).
Тактика защиты
1.
Индивидуальные действия: выбор места, способа перемещения и способа
приема мяча от подачи, нападающего удара и обманных приемов: выбор места, способа
перемещения, определение направления удара и зонное блокирование; выбор места и
способа приема мяча при страховке блокирующих, нападающих, принимающих «трудные»
мячи.
2.
Групповые действия: взаимодействие игроков передней линии: а) зон 3 и 2,3 и
4 при групповом блокировании (удары по ходу); б) игрока зоны 3, не участвующего в
блокировании с блокирующими игроками зон 2 и 4; игроков задней линии -страховка
игроков, принимающих «трудные» мячи в пределах площадки и выходящих после приема за
ее границы; игроков задней и передней линии: а) зоны 6 с блокирующими (в рамках системы
«углом вперед»); б) зоны 6 с не участвующими в блокировании; в) зон 5 и 1 с
блокирующими.
3.
Командные действия: прием подачи - расположение игроков при приеме
подачи различными способами (в условиях чередования в дальние и ближние зоны), когда
вторую передачу выполняет игрок зоны 3,2 (игрок зоны 3 оттянут назад); игрок зоны 2 (4)
стоит у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 2 (4), после приема игрок зоны 2 (4)
идет на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 играет в нападении в зоне 2 (4); передача в
зону 2, стоя спиной к нападающему; расположение игроков при приеме подачи, когда выход
к сетке осуществляет игрок зоны 1 из-за игрока; системы игры - расположение игроков при
приеме мяча от соперника «углом назад», с применением групповых действий по программе
данного года обучения и в условиях чередования нападающих действий; переключение в
вариантах построения системы «углом вперед» и «углом назад» в соответствии с характером
нападавших действий.

4. Учебный план
№
Количество часов
Раздел темы
п/п
Всего
Теория
Практика
I Теоретическая подготовка
Краткие
исторические
сведение
о
В процессе занятий
возникновении игры.
Сведения о строении и функциях организма
В процессе занятий
человека.
Гигиена,
врачебный
контроль,
2
предупреждение травматизма, самоконтроль.
Правила игры в волейбол.
В процессе занятий
II Общая физическая подготовка
29
III Техническая подготовка
58
IV Тактическая подготовка
47
Итого
136
2
134

2

5. Календарный учебный график
№
п/п
1.

2.

3.
4.
5.
6.
7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Количество часов

Дата
Теория Практика проведения
Инструктаж по Т.Б. на занятиях.
2
Стойка волейболиста. Перемещение в стойке волейболиста
3
приставными шагами боком, лицом и спиной вперед.
Передача мяча двумя руками сверху в парах. Передача мяча
двумя руками сверху на месте. Передача мяча над собой.
Прием мяча двумя руками снизу. Учебная игра.
Передача мяча двумя руками сверху на месте. Нижняя
2
прямая подача. Первая передача (прием) на точность из
зоны 6 в зону 3.
Прием подачи и первая передача из глубины площадки в
2
зону 2. Вторая передача па точность из зоны 2 в зону 4.
Передача мяча двумя руками сверху после перемещений.
2
Передачи сверху у стены. Нижняя прямая подача. Прием
мяча двумя снизу.
Перемещения и стойка волейболиста. Передача мяча двумя
2
руками сверху. Подвижные игры с элементами волейбола.
Развитие быстроты перемещения. Прием и передача мяча
3
снизу двумя руками. Подвижные игры с элементами
волейбола.
Передача мяча сверху двумя руками в средней и низкой
2
стойках и после перемещения. Подвижные игры и
эстафеты.
Совершенствование навыков приема и передачи мяча
2
сверху и снизу двумя руками. Подвижные игры с
элементами волейбола. Прием и передача мяча двумя
руками снизу.
Развитие быстроты и прыгучести. Совершенствование
3
навыков приема и передачи мяча сверху и снизу двумя
руками. Введение в начальные игровые ситуации.
Совершенствование навыков приема и передачи мяча
2
сверху и снизу двумя руками. Совершенствование навыков
нижней прямой подачи мяча.
Нижняя прямая подача. Развитие специальной ловкости и
3
тренировка управления мячом. Введение в начальные
игровые ситуации.
Нижняя прямая подача мяча. Передачи мяча сверху двумя
2
руками, над собой – на месте и после перемещения
различными способами. Подвижные игры и эстафеты
Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Нижняя прямая
3
подача. Прием мяча двумя снизу. Передача мяча двумя
руками сверху во встречных колоннах с переходом в конец
Тема занятия

2

15.

16.

17.

18.
19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

противоположной колонны.
Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Передачи мяча в
прыжке. Нижняя прямая подача. Прием мяча двумя снизу с
подачи.
Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху и снизу с
перемещением. Передачи в четверках с перемещением из
зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4.
Верхняя прямая подача. Передачи мяча в парах в движении.
Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2
и из зоны 6 в зоны 3, 4.
Верхняя прямая подача. Прием мяча с подачи. Передачи
мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в
различных сочетаниях.
Верхняя прямая подача с вращением. Передача из зон 1,6,5
в зону 3. Прием мяча с подачи.
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча.
Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Совершенствование
навыков приема мяча снизу и сверху с падением. Изучение
индивидуальных тактических действий в защите.
Развитие прыгучести. Прямой нападающий удар после
подбрасывания мяча. Совершенствование навыков приема
мяча снизу и сверху с падением.
Прямой нападающий удар. Совершенствование навыков
приема мяча снизу и сверху с падением. Изучение
индивидуальных тактических действий в защите.
Прямой нападающий удар. Верхняя прямая подача в
прыжке. Вторая передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Имитация
прямого и бокового нападающих ударов, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг).
Нападающий удар с поворотом туловища. Броски
набивного мяча из-за головы двумя руками с активным
движением кистей сверху вниз - стоя на месте в прыжке.
Групповое блокирование. Индивидуальное блокирование.
Нападающий удар с поворотом туловища. Индивидуальное
блокирование. Нападающий удар без поворота туловища (с
переводом рукой). Совершенствование ударного движения
подачи по мячу на резиновых амортизаторах
Подачи с максимальной силой у тренировочной сетки (в
сетку). Подачи мяча слабейшей рукой. Упражнения с
набивными мячами - лежа на спине и лицом вниз, сгибание
и поднимание ног, мяч зажат между стопами ног.
Скоростно-силовая подготовка. бег на 5, 10, 15 м из
исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком
и спиной к стартовой линии) Броски набивного мяча массой
1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку.

2

3

2

3

2
3

2

2

3

3

3

2

2

2

28.

29.
30.

31.

32.
33.
34.
35.

36.

37.

38.

39.
40.
41.

42.

43.
44.

Нападающий удар по неподвижному мячу. Упражнения для
обучения блокированию. Развитие специальной ловкости.
Упражнения для обучения блокированию.
Развитие прыгучести. Обучение индивидуальным и
групповым тактическим действиям в нападении Прямой
нападающий удар. Одиночное блокирование.
Совершенствование нападающего удара и приёма мяча
снизу. Одиночное блокирование.
Совершенствование
навыков
блокирования.
Совершенствование навыка прямого нападающего удара.
Обучение индивидуальным и групповым тактическим
действиям в нападении.
Упражнения для овладения навыками быстрых ответных
действий. Совершенствование навыков защитных действий.
Круговая тренировка на развитие силовых качеств. Приемы
и передачи мяча.
Развитие силовых качеств посредством подвижных игр с
элементами волейбола.
Совершенствование навыков защитных действий и
действия в нападении посредством учебно-тренировочной
игры. Круговая тренировка на развитие силовых качеств.
Совершенствование
навыков
защитных
действий.
Совершенствование техники нижней прямой подачи.
Обучение командным тактическим действиям в нападении.
Эстафеты с различными видами спортивных игр.
Совершенствование прямого нападающего удара. Развитие
прыгучести
Совершенствование техники нападающего удара и
постановки блока. Подвижные игры и эстафеты с
элементами волейбола.
Упражнения для овладения навыками быстрых ответных
действий. Прыжковая и силовая работа на развитее точных
приемов и передач.
Развитие силовых качеств. Учебно-тренировочная игра с
тактическими действиями в защите и нападении.
Совершенствование навыков защитных действий и
действия в нападении посредством учебно-тренировочной
игры.
Совершенствование навыков защитных действий и
действия в нападении посредством учебно-тренировочной
игры. Круговая тренировка на развитие силовых качеств.
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча.
Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с
падением.
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча.

3

3

2
3

2
2
3
2

2

3

2

3

2
2

2

2

2
2

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.
53.
54.

55.

56.

57.

Совершенствование навыков приема мяча снизу и сверху с
падением.
Изучение индивидуальных тактических
действий в защите.
Передачи мяча сверху и снизу двумя руками в разные зоны
соперника. Прием подачи. Учебно-тренировочная игра с
тактическими действиями в защите и нападении.
Прыжковая и силовая работа на развитее точных приемов и
передач. Изучение индивидуальных тактических действий
в защите.
Упражнения для овладения навыками быстрых ответных
действий. Изучение индивидуальных тактических действий
в защите. Развитие силовых качеств посредством
подвижных игр с элементами волейбола.
Индивидуальные тактические действия в нападении.
Верхняя прямая подача по определенным зонам.
Неожиданные передачи мяча на сторону соперника.
Индивидуальные тактические действия в нападении.
Верхняя прямая подача по определенным зонам.
Неожиданные передачи мяча на сторону соперника.
Групповые тактические действия в нападении –
взаимодействие игроков зоны 6 с игроком зоны 3, игрока
зоны 3 с игроком зоны.
Командные тактические действия в нападении через игрока
передней линии без изменения позиций игроков. Учебно –
тренировочная игра в волейбол с заданиями.
Командные тактические действия в нападении через игрока
передней линии с изменением позиций игроков. Учебно –
тренировочная игра в волейбол с заданиями.
Развитие силовых качеств. Учебно-тренировочная игра с
тактическими действиями в защите и нападении.
Изучение индивидуальных тактических действий в защите.
Упражнения для овладения навыками быстрых ответных
действий.
Совершенствование
навыков
защитных
действий
посредством учебно-тренировочной игры. Круговая
тренировка на развитие силовых качеств.
Совершенствование навыков защитных действий и
действия в нападении посредством учебно - тренировочной
игры
Совершенствование
навыков
защитных
действий.
Совершенствование техники верхней прямой подачи.
Обучение командным тактическим действиям в нападении.
Круговая тренировка на развитие силовых качеств.
Итого

3

2

2

2

2

2

2

2

2
2

2

2

3

2

136

2

6. Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения
образовательного процесса
Для более успешной и квалифицированной работы секции рекомендуется на основе
распределения объёмов компонентов тренировки в годичном цикле составлять распределение
объёмов компонентов учебно-тренировочных занятий по недельным циклам для каждой группы
отдельно: для групп начальной подготовки – на 68 занятий (136 часов)
Материально-технические условия:


обеспечение учебно-наглядными пособиями по волейболу, пополнение материальной
базы волейбольными мячами, сеткой и др. инвентарём.

Для проведения занятий в кружке волейбола необходимо иметь следующее оборудование и
инвентарь:
№
п/п

Наименование объектов и средств

Количество

материально – технического оснащения
Сетка волейбольная

2 шт.

2

Стойки волейбольные

2 шт.

3

Гимнастическая стенка

6-8 пролетов

4

Гимнастическая скамейка

5

Гимнастические маты

3 шт.

6

Скакалка

30 шт.

7

Мячи набивные

25 шт.

8

Резиновые амортизаторы

25 шт.

9

Гантели различной массы

20 шт.

10

Мячи волейбольные

30 шт.

Мячи для мини – волейбола

20 шт.

11

Рулетка

2 шт.

12

Макет площадки с фишками

1

3-4 шт.

2 комплекта

Педагогические условия:


учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм,
средств и способов реализации программы секции спортигр «волейбол»;



соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;



создание условий для развития личности подростка и его способностей.

Методические условия:


наличие необходимой документации:



программы деятельности спортивной секции;



тематического планирования секции спортивных игр: «волейбол».



для более успешного решения задач необходимо иметь чёткое планирование учебнотренировочной работы, которое предусматривает следующую документацию:



программа спортивной секции «волейбол»;



годовой план - график прохождения материала;



поурочные планы;



журнал учёта работы, посещаемости.
Занятия по волейболу должны носить учебно-тренировочную направленность.

В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на
методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры и навыки инструктор общественника.
Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором
упражнений по общей физической подготовке (разминки), методики проведения упражнений и
отдельных частей урока.
Судейство учебно-тренировочных игр должно осуществляться самими занимающимися,
после того как будет изучен раздел «Правила игры» и методика судейства.
Необходимо научить занимающихся организовывать соревнования в группе, в школе, в
летнем лагере отдыха. Каждый член кружка должен уметь вести технический протокол игры,
уметь по форме составить заявку на участие в соревнованиях, таблицу учёта результатов.
Руководитель

кружка

должен

систематически

следить

за

успеваемостью

своих

воспитанников в общеобразовательной школе, поддерживать контакт с родителями, учителями,
классными руководителями. Он должен прививать навыки к общественно полезному труду,
сознательному отношению к занятиям. Воспитывать такие качества, как чувство товарищества,
смелость, воля к победе.
17

Вся воспитательная работа в кружке волейбола осуществляется в соответствии с планом
воспитательной работы школы.
7. Описание системы результатов освоения программы
Предполагаемый результат
Положительными результатами работы педагога по данной программе можно считать:


сохранение контингента учащихся на всем протяжении обучения,



уменьшение числа воспитанников, состоящих на различных видах профилактического
учета,



постоянный рост спортивно-технического мастерства,



сохранение и повышение уровня успеваемости по предметам школьной программы.
Ожидаемый результат в воспитательном плане:
Гражданин. Национальная гордость, патриотизм. Общественная дисциплина и культура

общения. Бережное отношение к природе и традициям. Уважение прав и культуры других наций.
Честность, правдивость, чуткость, милосердие.
Семьянин. Тактичность. Культура общения. Опрятность. Стремление к ЗОЖ. Умение
организовать досуг. Забота о младших и слабых. Уважение к пожилым. Знание гигиенических
навыков.
Профессионал. Работоспособность. Организованность. Творческое и эстетическое
отношение к труду. Стремление сделать дело качественно. Умение трудиться сообща.
Инициативность. Самостоятельность. Самообслуживание.
8. Список литературы.
1. Волейбол; ТВТ Дивизион - Москва, 2009. - 360 c.
2. Волейбол; АСТ, Астрель, Харвест - Москва, 2010. - 141 c.
3. Волейбол для всех; ТВТ Дивизион - Москва, 2012. - 889 c.
4. Методика обучения игре в волейбол; Человек - Москва, 2009. - 271 c.
5. Беляев А. В., Булыкина Л. В. Волейбол: теория и методика тренировки; ТВТ Дивизион Москва, 2011. - 176 c.
6. Клещев Ю. Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям; ТВТ Дивизион - Москва,
2009. - 208 c.
7. Колодницкий Г. А., Кузнецов В. С., Маслов М. В. Внеурочная деятельность учащихся.
Волейбол; Просвещение - Москва, 2012. - 649 c.
18

8. Кунянский В. А. Волейбол. О некоторых аспектах игры и судейства; ТВТ Дивизион - Москва,
2009. - 476 c.
9. Кунянский В. А. Волейбол. О судьях и судействе; СпортАкадемПресс - Москва, 2013. - 184 c.
10. Кунянский В. А. Волейбол. Профессиональная подготовка судей; ТВТ Дивизион - Москва,
2009. - 176 c.
11. ред. Галаев, Ю.С. Волейбол. Спортивные термины на 5 языках; М.: Русский язык - Москва,
2009. - 133 c.

19

Приложение.
Нижняя прямая подача (см. рис. 1) выполняется из положения, при котором игрок стоит
лицом к сетке, ноги в коленных суставах согнуты, левая выставлена вперед, масса тела
переносится на правую стоящую сзади ногу. Пальцы левой, согнутой в локтевом суставе руки
поддерживают мяч снизу. Правая рука отводится назад для замаха, мяч подбрасывается вверхвперед на расстояние вытянутой руки. Удар выполняется встречным движением правой руки
снизу-вперед примерно на уровне пояса. Игрок одновременно разгибает правую ногу и
переносит массу тела на левую. После удара выполняется сопровождающее движение руки в
направлении подачи, ноги и туловище выпрямляются.

Рисунок 1 – Нижняя прямая передача
Верхняя прямая подача. В исходном положении игрок находится лицом или вполоборота
к сетке. Поддерживая мяч на уровне плеча, игрок равномерно распределяет массу тела на ноги,
бьющая рука согнута в локтевом суставе и подготовлена к замаху. Мяч подбрасывают несколько
вперед, до 1 м выше вытянутой руки. После подбрасывания мяча бьющей рукой выполняется
замах вверх-назад, прямая рука отводится назад. Во время удара бьющая рука движется впередвверх, удар выполняется впереди игрока. Чтобы придать мячу вращение, нужно в момент удара
кисть руки накладывать на поверхность мяча так, чтобы направление силы удара не проходило
через центр тяжести мяча, то есть смещать кисть руки в сторону или вверх от середины. Во всех
случаях при подаче с большой начальной скоростью мяч должен вращаться вокруг
горизонтальной оси. Тогда он остается в пределах площадки, хотя и имеет первоначальное
направление полета вперед-вверх. Чтобы выполнить подачу без вращения мяча и вызвать его
колебания, подбрасывание мяча производится без его вращения. Удар по мячу выполняется
быстро и резко напряженной кистью. В этом случае мяч будет планировать (рис. 2).

Рисунок 2 – Верхняя прямая передача
В последнее время все чаще применяется подача в прыжке. Отличительными
особенностями ее являются: использование разбега (подобно нападающему удару),
подбрасывание мяча на 1,5 – 2 м вперед, удар в прыжке и приземление после удара в пределы
площадки.
20

Существует также несколько способов верхней боковой подачи. Удар по мячу наносят
выше уровня плечевого сустава, стоя боком к сетке. Выполняя подачу с вращением мяча с места,
игрок подбрасывает его почти над головой на высоту до 1,5 м. Бьющей рукой делает замах внизназад, масса тела переносится на соответствующую бьющей руке ногу. Продолжается движение
руки сзади-вперед, удар по мячу производится впереди-сзади, туловище поворачивается в
сторону сетки. Верхнюю боковую подачу можно выполнять и после одного или нескольких
шагов, что дает возможность увеличить силу удара.
Упражнения
Освоения подбора мяча. Мяч на ладони левой руки. Подбросить его вертикально вверх на
высоту 60 – 80 см и дать упасть на пол (15 – 20 раз).
Освоение ударного движения. Прямой игрок сбивает мяч с ладони, выпрямленной на
уровне пояса левой руки – для нижней прямой подачи; сбивание мяча, расположенного на
пальцах выпрямленной вперед – вверх левой руки, - для верней прямой подачи.
Игрок принимает стойку готовности в 6 м от сетки, мяч на ладони левой руки – правой
рукой сделать замах, мяч подбросить вверх и ударом правой перебить через сетку.
Пять подач подряд из-за лицевой линии в пределы площадке.
Подачи в правую, левую половины площадки.
Подачи на силу – верхняя прямая и боковая.
Подачи в дальнюю, ближнюю части площадки.
Подачи мяча, чередуя различные способы (снизу, сверху).
Подачи на точность последовательно в зоны 1, 6, 5, 4, 2.
Примерные упражнения для технической подготовки волейболистов
Передвижения.
1. Занимающиеся располагаются в шеренгах за лицевой линией. По определенному сигналу
они выполняют передвижения бегом к сетке, затем спиной вперед обратно. То же, но с
имитацией определенного приема игры
2. Занимающиеся располагаются в двух колоннах в зонах 1 и 5. По сигналу бегут в зону 6,
останавливаются и имитируют определенный прием игры.
3. Расположение в шеренгах. Стартовые ускорения вперед, вправо, влево из различных
положений: сидя лицом и спиной к направлению передвижения; лежа на спине и на животе
головой и ногами в том же направлении.
4. Расположение в колонне по одному за лицевой линией. Первый игрок из зоны 1
выполняет ускорение в зону 2, откуда передвигается вдоль сетки приставными шагами в зону 4, а
затем спиной вперед, назад в зону 5. Из зоны 5 игрок передвигается в зону 6, где выполнив
остановку и имитацию приема мяча снизу двумя руками, уходит в конец колонны.
5. Расположение то же, что в упражнении 5. Первый игрок выполняет ускорение в зону 6,
имитирует прием мяча снизу одной рукой, затем передвигается в зону 2, где имитирует
нападающий удар. Из зоны 2 возвращается спиной вперед в зону 6, откуда, подбежав в зону 4 к
сетке, выполняет блокирование, снова передвигается спиной вперед в зону 6 и уходит в конец
колонны.
Для того чтобы лучше усвоить технику выполнения передвижения, рекомендуется
использовать различные подвижные игры.
Подачи 1. Занимающиеся располагаются на обеих сторонах площадки в шеренгах
напротив сетки, в. 5 – 6 м от нее и выполняют подачи избранным способом через сетку. То же, но
занимающиеся располагаются на лицевых линиях площадки. 2. Занимающиеся в колонне по
одному располагаются на месте подачи и выполняют подачи избранным способом. 3. Подачи
21

выполняются в определенные зоны и по ориентирам, расположенным на площадке.
Передача мяча. На рисунке 3а показаны основные положения при выполнении передачи.
Надо успеть занять устойчивое исходное положение, затем, разгибая ноги и руки, отрывистым
касанием кончиков пальцев рук мячу придается нужное направление. Встреча рук с мячом
происходит над лицом несколько впереди, нельзя мяч отбивать ладонями, это нарушение правил
игры. При передаче, стоя спиной к цели, встреча рук с мячом происходит над лицом. Передача
выполняется за счет разгибания рук в локтях и движения туловища назад-вверх с
одновременным пригибанием в грудной и поясничный час

Рисунок 3 – Передача мяча

а)

б)

Передача в прыжке (рис. 3б) выполняется в высшей точке прыжка за счет активного
разгибания рук. Прыжок выполняется толчком двух ног с места или после одного-двух шагов.
Передачей в прыжке мяч направляется через сетку.
Отбивание мяча кулаком к сетке.
В игре, особенно у новичков, мяч иногда опускается у самой сетки. Здесь поможет
отбивание кулаком в прыжке. Лучше расположиться боком к сетке (правым при отбивании
правой рукой), иногда и спиной. Здесь важно рассчитать прыжок, чтобы встретить мяч над
сеткой.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».