окружающий мир

ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной общеобразовательной программе
начального общего образования МАОУ СОШ с.
Быньги
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия.
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
У выпускника будут сформированы:
 . внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
 . широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;

 . учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
 . ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей,
товарищей, родителей и других людей;
 . способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
 . основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
 . ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
 . знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального
сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
 . развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
 . эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
 . установка на здоровый образ жизни;
 . основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
 . чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
 . внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний;
 . выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 . устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения
задач;
 . адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
 . положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
 . компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
 . морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на
их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
 . установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
 . осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;
 . эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:



принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
её реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в
интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи
и задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
 различать способ и результат действия;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и
оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать
запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи,
собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:







в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату
и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так
и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:


осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве,
в том числе контролируемом пространстве Интернета;
 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
 строить сообщения в устной и письменной форме;
 ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
 основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую
очередь текстов);
 осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
 осуществлять синтез как составление целого из частей;
 проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
 обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого
ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
 осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
 устанавливать аналогии;
 владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:










осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:



адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),
владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства
и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
 строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает
и видит, а что нет;
 задавать вопросы;
 контролировать действия партнёра;
 использовать речь для регуляции своего действия;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:











учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта
интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.

Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье,
истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных
архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.

 . Учащиеся получат возможность расширить, систематизировать и углубить
исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как
компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний
о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 . обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю,
осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте
ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и
демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию
российской гражданской идентичности;
 . приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру
природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социальногуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод)
к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего
мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в
ближайшем окружении;
 . получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рациональнонаучного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта
общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного
отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
 . познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут
осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся
видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и
неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на
многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им
овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 . получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска
информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся
создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и
проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
 . примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей
экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться

соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни,
освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в
окружающей природной и социальной среде.
2.6.1. Человек и природа
Выпускник научится:
 . узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
 . описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и
неживой природы, выделять их существенные признаки;
 . сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию
изученных объектов природы;
 . проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя
простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать
инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и
опытов;
 . использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях,
в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на
вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных
высказываний;
 . использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том
числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
 . использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или
описания свойств объектов;
 . обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости
бережного отношения к природе;
 . определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры
влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность
человека;
 . понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения; использовать знания о строении и функционировании организма
человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
 . использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и
видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить
небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
 . моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием
виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
 . осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её
сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту
(раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
 . пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения
здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и
личной гигиены;
 . выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
 . планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания
окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её

реализации.
2.6.2. Человек и общество
Выпускник научится:
 . узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте
мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный
город;
 . различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические
события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на
«ленте времени»;
 . используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе
имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
 . оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах
(семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических
чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания чувств других людей и сопереживания им;
 . использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая
компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска
познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания
собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
 . осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными
группами;
 . ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая
тем самым чувство исторической перспективы;
 . наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного
учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
 . проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и
сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения,
договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая
природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры

явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени
суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль,
сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические
работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для
всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли.
Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия,
расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района.
Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца
как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление,
условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края
(краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование
человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных,
человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для
живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение
людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни
человека.

Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод,
семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение
роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и
культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на
основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания
разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных
(насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе
и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их
названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух,
вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном
сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители
плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные
сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат,
растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на
природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и
эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни
природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы,
поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том
числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана
природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного
мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга
России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за
сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы
чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.
Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность
каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями
здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны
друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и
культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как
складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление
о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями
разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи,
умения прислушиваться к чужому мнению.

Внутренний мир человека: общее

представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья

–

самое

близкое

окружение

человека.

Семейные

традиции.

Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи
взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство
семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного
древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов
России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.
Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный
коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной
помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в
школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо
владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей
обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная
ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и
водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф,
телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения
духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание
понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн
России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон
Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы
государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности
и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год,
Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День
России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и
памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному
празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва

–

столица

России.

Святыни

Москвы

–

святыни

России.

Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание
Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России.

Санкт-Петербург:

достопримечательности

(Зимний дворец,

памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого
кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края:

достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,
характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России:
православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим
народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе
традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область,
край,

республика):

название,

основные

достопримечательности;

музеи,

театры,

спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии.
Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные
особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края.
Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь,
Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины
быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические
времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории
и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов,
религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными
особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные
достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха врежиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления
здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего
физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая
помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на
водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила
обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Тематическое планирование по учебному предмету Окружающий мир 1 класс
Тема урока

Коли
чество
часов
1.

Введение. Задавайте вопросы!
Что? Кто?

19 ч

2.

Что такое Родина?

3.

Что мы знаем о народах России?

4.

Что мы знаем о Москве?

5.

Проект «Моя малая Родина».

6.

Что у нас над головой?

7.

Что у нас под ногами?

8.

Что общего у разных растений?

9.

Что растёт на подоконнике и на клумбе?

10

Что это за листья?

11

Что такое хвоинки?

12

Кто такие насекомые?

13

Кто такие рыбы?

14

Кто такие птицы?

15

Кто такие звери?

16

Что окружает нас дома?

17

Что умеет компьютер?

18

Что вокруг нас может быть опасным?

19

На что похожа наша планета?

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
Презентация проекта «Моя малая Родина», Проект «Моя семья»
Как, откуда и куда?

11 ч

21

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

22

Откуда в наш дом приходит электричество?

23

Как путешествует письмо?

24

Куда текут реки?

25

Откуда берутся снег и лёд?

26

Как живут растения?

27

Как живут животные?

28

Как зимой помочь птицам?

29

Откуда берётся и куда девается мусор?

30

Откуда в снежках грязь?

31

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»

Презентация п

Где? Когда? 11 ч
32-33

Проект «Мой класс и моя школа»

34

Когда придёт суббота?

35

Когда наступит лето?

36

Где живут белые медведи?

37

Где живут слоны?

38

Где зимуют птицы?

39

Когда появилась одежда?

40

Когда изобрели велосипед?

41

Когда мы станем взрослыми?

42

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»

Презентация проекта

«Мой класс и моя школа»

Почему? Зачем?

21 ч

43

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

44

Почему Луна бывает разной?

45

Почему идёт дождь и дует ветер?

46

Почему звенит звонок?

47

Почему радуга разноцветная?

48

Почему мы любим кошек и собак?

49

Проект «Мои домашние питомцы»

50

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

51

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

52

Зачем мы спим ночью?

53

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

54

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

55

Зачем нам телефон и телевизор?

56

Зачем нужны автомобили?

57

Зачем нужны поезда?

58

Зачем строят корабли?

59

Зачем строят самолёты?

60

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

61

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

62

Зачем люди осваивают космос?

63

Почему мы часто слышим слово «экология»

64-66 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»
питомцы»

Презентаци

Тематическое планирование по учебному предмету Окружающий мир 2 класс

Тема
Количество
часов
№ п/п
Человек и
природа 34
ч

Тема урока

Элемент

Родная страна
Город и село. Проект «Родной город»
Природа и рукотворный мир.
Проверим себя и оценим свои достижения

Родина — эта наша стр
Знакомство с характерн
сельских поселений. Ин
малой родине.
Объекты природы и пре
Где мы живём.
Прое

Неживая и живая природа.

Неживая и живая приро

6

Явления природы.

7

Что такое погода?

8
9
10
11

В гости к осени.
В гости к осени.
Звёздное небо.
Заглянем в кладовые Земли.

Явления живой и нежив
работа «Учимся измеря
Что такое погода.
Метеорологические знак
Осенние изменения в пр
Осенние изменения в жи
Дневное и ночное небо.
Практическая работа: зн
минералами «Исследуем
Воздух – смесь газов, бо
Причины возникновени

Где мы
живём
(4ч)
1
2

3
4
Природа
вокруг нас.
Неживая и
живая
природа
(20 ч )
5

Про воздух…
12
13

…И про воду.

14
15
16

Какие бывают растения
Какие бывают животные
Невидимые нити.

17

Дикорастущие и культурные растения.

Вода – богатство при
водоемов родного края
Многообразие растений
Многообразие животны
Взаимосвязь между орга
природного сообщества

Формирование представ

18
19

Дикие и домашние животные.
Комнатные растения.

20

Животные живого уголка.

21

Про кошек и собак.

22
23

Красная книга.
Будь природе другом!

24
Человек –
часть
природы
Жизнь
города и
села
(10ч)
25

культурных растениях.
Дикие и домашние живо
Роль комнатных растени
Практическая работа «У
растениями».
Обитатели живого уголк
«Уход за животными».
Породы кошек и собак.
человека. Взаимоотнош
питомцев (кошек и соба

Растения и животные
Проект «Красная книга»

Проверим себя и оценим свои достижения

Что такое экономика.

26

Из чего что сделано.

27
28
29
30

Как построить дом?
Какой бывает транспорт?
Культура и образование
Все профессии важны.

31
32
33
34

В гости к зиме.
В гости к зиме.
Проверим себя и оценим свои достижения
Презентация проектов.

Составные части эконом
денег.
Расширение и уточнени
производстве книг,
шерстяных вещей.
Технология строительст
Виды транспорта.
Учреждения культуры и
Разнообразие профессий
людей.
Проект «Профессии».
Экскурсия: наблюдение
Наблюдение над зимни
Проверочная работа.
Презентация проектов «
книга».

Человек и
общество
34 ч
Здоровье и
безопасност
ь
(9ч)
35
36
37
38

Строение тела человека.
Если хочешь быть здоров.
Берегись автомобиля!
Школа пешехода.

Общее представление о
организма человека.
Здоровый образ жизни.
Правила безопасного по
Практическая работа: «
отработка правил перехо

39

Домашние опасности.

40

Пожар!

41

На воде и в лесу.

Меры безопасности в до
опасности
Причины возникновени
безопасность.
Опасности в лесу и на в

42
43

Опасные незнакомцы.
Проверим себя и оценим свои достижения

Опасности при общении
Проверочная работа.

Наша дружная семья.
Проект «Родословная»
В школе.

Подготовка к выполнен
Презентация проекта
Правила поведения в шк
традиции.
Понятие «культура общ
правила вежливости.
Правила этикета.

Общение
(7 ч)
44
45
46
47

Правила вежливости.

48

Ты и твои друзья.

49

Мы – зрители и пассажиры.

50
Проверим себя и оценим свои достижения
Путешестви
я (18 ч)
51
Посмотри вокруг…
52
53

Ориентирование на местности.
Ориентирование на местности.

54

Формы земной поверхности.

55

Водные богатства

56
57
58

В гости к весне.
В гости к весне.
Россия на карте.

59
60

Проект «Города России»
Путешествие по Москве.

61

Московский Кремль.

62
63

Город на Неве.
Страны мира. Путешествие по планете.

64
65

Путешествие по материкам.
Страны мира.

Основные правила пове
транспорте.
Проверочная работа.

Понятие «горизонт»;
условные обозначения с
Компас – прибор для оп
Практическая работа
местным природным пр
Ознакомление с формам
края (равнины, горы, хо
Понятие «водоем»; водн
части реки.
Наблюдение весенних и
Экскурсия в природу.
Понятие «географическ
Практическая работа «У
Презентация проекта
Москва — столица Росс
Москвы.
Жизнь москвичей — наш
Достопримечательности
площадь
Достопримечательности
Понятие «географическа
стран
Масштабность нашей пл
Понятия «физическая» и

66
67
68

Страны мира
Проверим себя и оценим свои достижения
Впереди лето

Проект «Страны мира».
Презентация проектов «
Проверочная работа.
Летние изменения в при

Тематическое планирование по учебному предмету Окружающий мир 3 класс
№

Тема. Количество часов

п/п

Тема урока

Как устроен мир
(6 ч)
Природа.
Разнообразие природы. Значение природы для людей.
2
Человек. Ступеньки познания.
1

3

Проект «Богатства, отданные людям».

Экскурсия.

4

Общество.

5

Что такое экология?

6

Природа в опасности! Проверочная работа№1.

Эта удивительная природа (18 ч)
7
Тела, вещества, частицы. Тест.
8

Разнообразие веществ.

9

Воздух и его охрана.

10

Вода и жизнь. Свойства воды.

11

Превращения и круговорот воды в природе.

12

Берегите воду!

13

Что такое почва?
Тест.

Элемен

Знание понятий природа
части окружающего мир
Человек – часть природ
познания окружающего
измерения, работа с гото
несложных моделей с по
самостоятельно.
Человек как член общес
Представление о гражда

Знание понятия экологи
живыми существами и о
жизни человека и общес
Экологические связи, их
и отрицательное влияни
животных, исчезнувших
природы.

Знание о разнообразии в
твердые, жидкие, газооб
как примеры твердых ве

Воздух – смесь газообра
определяемые свойства
запаха, летуч, легко сжи
кислорода, является усл
воздуха для растений, ж
Знания о воде и ее свойс
запаха, занимает форму
распространение в прир
организмов, три состоян
Круговорот воды в прир
круговорот воды. Круго
Причины загрязнения в
от загрязнения.
Знания об использовани
охране чистоты воды и е
Знания о процессе разру
причины и последствия.

14

Разнообразие растений.

15

Солнце, растения и мы с вами.

16

Размножение и развитие растений.

17

Охрана растений.
Тест.
Разнообразие животных.
Тест.

18

природы Значение плод
растений. Животные по
почвы.
Знания о растениях и их
природе и жизни челове
растениям. Ботаника – н
Знание о дыхании и пит
растениями и окружающ
жизни животных
Условия, необходимые д
воздух, вода)
Роль растений в природ
отношение людей к раст
Многообразие животног
животных: черви, моллю
паукообразные, насеком
пресмыкающиеся, птицы
животных. Зоология- на
Классифицировать живо
растительноядные, насе
всеядные.
Приспособление живот
защите от врагов.
Подготовка к выполнен
материалами учебника,
обсуждение способов и
развитие животных разн
отрицательного воздейс
Исчезающие и редкие ж
животного мира.

19

Кто что ест?

20

Проект «Разнообразие природы родного края».

21
22

Размножение и развитие животных.
Тесты.
Охрана животных.

23

В царстве грибов.

24

Великий круговорот жизни.
Проверочная работа №2.

25

Мы и наше здоровье
Организм человека.

Учащиеся должны знат

Разнообразие грибов. Гр
сбора грибов. Лишайник
деревьев.
Круговорот веществ. О
веществ: производители
Роль почвы в круговоро

(9ч)

26

Органы чувств.

27

Надёжная защита организма.

Проверочная работа №2.

Анатомия, физиология,
органах и системе орган
система, пищеварительн
Органы чувств человека
роль в восприятии мира
Орган защиты от повреж
кожа. Ее свойства и гиги
повреждении кожных по
обмораживание)

28

Опора тела и движение.
Тест.

29

Наше питание. Органы пищеварения.
Проект «Школа кулинаров».

30

О дыхании, о движении крови.
Тест.

31

Умей предупреждать болезни.

32

Здоровый образ жизни

33

34

Проект
«Мы и наше здоровье».
Проверочная работа №3.
Наша безопасность
(7 ч)
Огонь, вода и газ.

35

Чтобы путь был счастливым.

36

Дорожные знаки.
Тест.

37

Проект «Кто нас защищает».

38

Опасные места.

Правила поведения в по
балконе, в лифте, на стр
лесу, на обледеневших п

39

Природа и наша безопасность.

40

Экологическая безопасность.
Проверочная работа №4.

Опасности природного
собаках, ядовитых расте
Экологическая безопасн
экологической безопасн

41
42

Чему учит экономика
(12 ч)
Для чего нужна экономика?
Тест.
Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Опорно – двигательная
человека. Важность выр
осанки. Роль физическо
тонуса мышц и правиль
Разнообразие питательн
углеводы, витамины), пр
содержатся. Пищеварит
Дыхательная и кровенос
работа. Взаимосвязь ды
системы Пульс и его час
Способы закаливания ор
инфекционных болезней
при болезни.
Понятие о здоровом обр
умений
Подготовка к выполнен
материалами учебника,
обсуждение способов и

Ознакомление с действи
водопровода, утечке газ
Правила поведения по д
улицы, езде на велосипе
транспорте
Дорожные знаки. Знаки
запрещающие, предписы
указательные, знаки сер
Подготовка к выполнен
материалами учебника,
обсуждение способов и

Потребности людей. Уд
людей – главная задача
Использование природн
Бережное использовани
, труд умственный и фи

43

Полезные ископаемые.
Тест.

44

Растениеводство.
Тест.

45

Животноводство.
Тест.
Какая бывает промышленность?

46
47
48

49

экономике.
Понятие о полезных ис
ископаемые. Значение, с
полезных ископаемых.
Сельское хозяйство как
Растениеводство и жив
сельского хозяйства. Ис
растений для производс
промышленных товаров
растений. Содержание и
сельскохозяйственных ж
Труд растениеводов и ж

Промышленность как со
Отрасли промышленнос
Презентовать и оценива

Проект
« Экономика родного края».
Что такое деньги?
Тест.

Обмен товарами: бартер
экономике. Виды денеж
различных стран. Зарпл
Понятие о государствен
доходах. Источники дох
государства.
Понятие о семейном бю
семьи.
Положительное и отриц
на окружающую среду.
экологии. Экологически
экономику.

Государственный бюджет.

50

Семейный бюджет.

51

Экономика и экология.

Экономика и экология.
Проверочная работа №5.

52

53

Путешествие по городам и странам
Золотое кольцо России.

54

Золотое кольцо России.

55

Проект «Музей путешествий».

56

Наши ближайшие соседи.

(16 ч)

Золотое кольцо России –
Города Золотого кольц
(Сергиев – Посад, Пере
Ярославль, Кострома, И
Их достопримечательно

Сбор экспонатов для му
музея
Государства, граничащи

57

На севере Европы.

58

Что такое Бенилюкс?

59

В центре Европы.

60

Путешествие по Франции и Великобритании.

61

Путешествие по Франции и Великобритании.

62

На юге Европы.

Греция и Италия, их гео
столицы, государственн
достопримечательности

63

По знаменитым местам мира.

Памятники архитектуры
символами стран, в кото

64
65

Экскурсия «Достопримечательности нашего города».
Проверочная работа №6
по теме «Путешествие по городам и странам».
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика
родного края».

Знания о достопримечат
Знать отдельные памятн
являющиеся символами
Презентация проектов

66

Страны севера Европы
Дания, Исландия). Их
устройство, государстве
достопримечательности
Страны Бенилюкса (Б
Люксембург). Их стол
устройство, флаги, дос

Страны центра Европы:
Их столицы, флаги, до
знаменитые люди
Франция и Великобрита
карте, их столицы , госу
государственные симво
знаменитые люди

67

Повторение по теме «Путешествие по городам и странам».

68

Итоговый урок по изученному материалу«Путешествие по
городам и странам»..

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
МИР

4

№ п/п
урока

ОКРУЖАЮЩИЙ

КЛАСС

Тема. Количество часов
Тема урока

Элементы содержания

Раздел «Земля и человечество» (9часов)

Стартовая диагностика

Мир глазами астронома
1
2

Планеты Солнечной системы

Практическая работа №

своей оси и вокруг Солн
3

Звёздное небо - Великая Книга природы

Практическая работа №
картой звёздного мира»

4

Мир глазами географа

Практическая работа №
объектов на глобусе и ге

5

Мир глазами историка

6

Когда и где?

Практическая
работа
историческими картами

7

Мир глазами эколога.

Экскурсия №1 в природ

8

Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие

9

Сокровища Земли под охраной человечества. Международная
Красная книга.
Раздел «Природа России»

(11часов)

Тест № 1

Практическая работа
физической карте равни

10

Равнины и горы России.

11

Моря, озёра и реки России

Практическая работа
физической карте море

12

Природные зоны России.

Практическая работа
физической карте приро

13

Зона арктических пустынь.

Практическая работа
гербарных
экземпля
признаков их приспосо
Арктике»

14

Тундра.

Практическая работа №
экземпляров растений
приспособленности к ус

15

Леса России

Практическая работа №
экземпляров растений
приспособленности к ус

16

Лес и человек

Проверочная работа №1

17

Зона степей.

Практическая работа №
экземпляров растений

приспособленности к ус
18

Пустыни.

Практическая работа №
экземпляров растений,
приспособленности к
пустынь»

19

У Чёрного моря.

Практическая раб
гербарных
экземпля
признаков их приспосо
зоне субтропиков».
Тест № 2

20

Проверим себя и оценим свои достижения
Раздел «Родной край - часть большой страны»

(14часов)

Экскурсия №2

21

Родной край - часть большой страны.

22

Наш край.

23

Поверхность нашего края

24

Водные богатства нашего края

25

Наши подземные богатства

26

Земля - кормилица

27

Экскурсии в природные сообщества родного края

28

Жизнь леса

Практическая работа №
экземпляров растений л

29

Жизнь луга

Практическая
работ
гербарных экземпляр
распознавание»

30

Жизнь в пресных водах

Практическая работа
гербарных экземпляров
распознавание»

31

Растениеводство в нашем крае

Практическая
рабо
гербарных экземпляров
их распознавание»

32

Проверим себя и оценим свои достижения

Промежуточная диагнос

33

Животноводство в нашем крае

34

Презентация проектов
Раздел

Практическая работа
родного края»

«Страницы

Практическая работа №
полезных ископаемых, о

Тест № 3
Всемирной

истории»

Первобытные люди

(5часов)
35
Начало истории человечества
36

Мир древности: далёкий и близкий.

Египет, Рим

37

Средние века: время рыцарей и замков.

Город Родос, «рыцарь»

38

Новое время: встреча Европы и Америки.

Путешественники

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Тест № 4

Раздел «Страницы истории России»
(20 часов)
Жизнь древних славян
Быт славян

40
41

Во времена Древней Руси

Работа с контурной карт

42

Страна городов

«князь»

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

«Повесть временных лет

44

Трудные времена на Русской земле

45

Русь расправляет крылья

46

Куликовская битва

47

Иван Третий

48

Мастера печатных дел

49

Патриоты России

«патриот», события в Ро

50

Пётр Великий

Работа с контурной карт

51

Михаил Васильевич Ломоносов

52

Екатерина Великая

53

Отечественная война 1812 года

54

Страницы истории 19 века

55

Страницы истории 19 века

Работа на контурной кар

56

Россия вступает в 20 век

Царь Николай второй

57

Страницы истории
1920-1930 годов

58

Великая война и великая Победа

Работа с контурной карт

Московское княжество

Проверочная работа №

59

Великая война и великая Победа

Экскурсия №3

60

Страна, открывшая путь в космос

Тест № 5

Раздел «Современная Россия»

(9часов)

61

Основной закон России и права человека

Работа на контурной кар

62

Мы - граждане России.

Конституция Российско

63

Славные символы России

64

Такие разные праздники

Экскурсия №4

65

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие

Итоговая диагностическ

66-

Путешествие по России

Презентация проектов

67-

Путешествие по России

по Дальнему Востоку, н

68

по Уралу, по северу евр

Путешествие по Волге,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».