РП ЦТР Плетение из лозы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БЫНЬГИ
ПРИНЯТО:
педагогическим советом
Протокол № 1
от «29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ с. Быньги
___________С.А.Иванцова
«31» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
технической и социально-гуманитарной направленности

«ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ЛОЗЫ»
для детей
младшего и среднего школьного возраста
Составитель: Сафиуллин
Ришат Рифатович,
педагог дополнительного образования
1 кв.к категории
МАОУ СОШ с. Быньги

с. Быньги, 2023г.

Пояснительная записка
Человек издавна стремился к красоте и гармонии. При изготовлении любой вещи
народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте.
Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых материалов
создавал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства, отражающие
представления мастера об окружающем мире.
Лозоплетение – одно из древнейших традиционных занятий человека. Благодаря тому,
что материал, пригодный для плетения, можно найти в любом географическом регионе,
лозоплетение распространилось среди всех народов. Поэтому ныне существует такое
богатство техник и приемов плетения. На протяжении всей истории цивилизации плетеные
предметы сопутствовали человеку в его повседневном быту благодаря своим
функциональным и прочности.
В условиях современной жизни качествам: легкости приобретают особую ценность
виды деятельности, удовлетворяющие потребность человека в ручном труде и творческой
самореализации.
Этим объясняется востребованность лозоплетения как досугового занятия. Интерес к
лозоплетению, нашедший выражение в формах возрождения ремесла, характерен для
отечественной культуры последних десятилетий.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе ее
реализации создаются условия для успешного раскрытия творческого потенциала детей и
подростков средствами лозоплетения.
Цель программы – создать условия для творческой самореализации личности
средствами лозоплетения.
Задачи:
Обучающие:
● познакомить с историей лозоплетения как частью истории народных промыслов;
● дать представления о природном материале, его свойствах, процессе подготовки к
работе, об отделке и обработке плетеных предметов после их изготовления;
● расширить экологические знания об окружающем мире;
● научить способам работы с материалами и инструментами лозоплетения;
● научить приемам и техникам лозоплетения;
● научить комбинировать различные техники лозоплетения;
● научить работе с шаблонами и другими дополнительными приспособлениями;
● дать представление об основах композиции.
Развивающие:
● развивать воображение, образное и конструктивное мышление;
● развивать мотивацию к познавательной и творческой деятельности;
● развивать навыки сотрудничества, взаимопомощи и общения в коллективе;
● формировать способности к реализации полного цикла деятельности от замысла к
результату;
● развивать навыки самостоятельной работы и самоконтроля;
● развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
2

Воспитательные:
● воспитывать интерес и уважение к культурным ценностям и традициям своего народа
и народов мира;
● воспитывать ценностное отношение к природе, окружающей среде, другому человеку;
● воспитывать художественный вкус, эстетические чувства;
● воспитывать аккуратность;
● воспитывать ответственное отношение к труду, уважение к результатам своего труда.
В процессе реализации программы в зале мастерской была создана экспозиция из
работ. Собранные в нем конкурсные работы учащихся становятся источником вдохновения
для последующих поколений воспитанников студии, стимулируя их собственное творчество.
На занятиях проводятся воспитательные и развивающие беседы, которые расширяют
кругозор учащихся, помогают им задуматься над актуальными вопросами современной
жизни и культуры. Беседы проводятся по темам: предстоящих праздников, практических и
творческих работ. Программой предусмотрено создание предметов, несущих воспитательный
потенциал, таких, как кашпо для цветов, «домик» для домашних питомцев, подарки для
родных к праздникам и пр. Поэтому проблемы экологии, бережное отношение к растениям и
животным, забота о своих родных, взаимоотношения в учебном коллективе, уважение к
культуре и традициям своего народа и народов мира неоднократно становятся предметом
обсуждения.
● В ходе реализации программы осуществляется воспитание эмоциональноположительного отношения к труду. Программа отвечает потребности детей в созидательной
и продуктивной деятельности. На занятиях обучающиеся могут увидеть результаты
собственного труда – готовые изделия, что играет важную роль в процессе становления
личности. Также обучающиеся овладевают общетрудовыми (метапредметными) знаниями
и умениями, такими как работа с инструментами, организация рабочего пространства,
планирование этапов деятельности, уборка после окончания работы. Освоение полного
цикла работы по созданию плетеного изделия способствует формированию у воспитанников
студии уважительного отношения к своему и чужому труду, воспитанию
целеустремленности.
Обучение по программе осуществляется с позиций личностно-ориентированного и
личностно-деятельностного подходов. Программа отдает приоритет практической
деятельности учащихся – освоению приемов и техник плетения, и применению их для
воплощения творческих идей. Наряду с коллективной и групповой формами работы
программой заложен индивидуальный подход к каждому ребенку. Благодаря
дополнительным заданиям для успевающих на занятиях реализуется дифференцированный
подход к обучающимся. Постепенное возрастание сложности учебного материала позволяет
создавать «ситуацию успеха» для каждого ребенка, что является важным условием его
личностного роста.
Принципы построения образовательного процесса
Обучение по программе основывается на следующих педагогических принципах:
● систематичности, последовательности и наглядности обучения;
● личностно-деятельностного подхода;
● личностно–ориентированного подхода;
● природосообразности и доступности;
● культуросообразности;
● сознательного усвоения обучающимися учебного материала;
● свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
● сотрудничества и ответственности.
3

В процессе освоения программы осуществляются межпредметные связи с такими
общеобразовательными предметами, как «Технология», «Биология».
Сроки реализации программы «Лукошко»
Продолжительность освоения программы – 1 год, в объеме 68 часов, 1 раз в неделю – 2
часа по 40 минут.
Форма обучения – очная и дистанционная.
Формы проведения занятий. Основную часть учебного процесса в студии составляют
практические занятия по изучению основ, отработке и закреплению техник, приемов и
элементов лозоплетения и творческие занятия по закреплению, обобщению и
переосмыслению приобретенных учениками знаний и умений. Также проводятся
развивающие и воспитательные беседы, экскурсии в музеи, поездки на детские городские
выставки, праздники, обсуждение творческих работ для участия в конкурсах.
Методы, используемые на занятиях
По способу организации занятия:
● словесные (беседа, объяснение материала, опрос, обсуждение, рассказ,);
● наглядные
(демонстрация
наглядных
пособий,
фото-,
видеоматериалов,
мультимедийных презентаций, книг и альбомов по теме; поездки на выставки детского
художественного творчества);
● практические (выполнение практических, творческих заданий, создание эскизов,
разработка и реализация творческих проектов,).
По уровню деятельности детей:
● объяснительно-иллюстративный (объяснение нового материала, показ образцов
изделий и иллюстраций, мультимедийных презентаций);
● репродуктивный (овладение учащимися техническими навыками и приемами,
закрепление полученных знаний и умений, выполнение практической работы по образцу,
выполнение контрольного задания; проведение беседы, опроса);
● частично-поисковый метод, метод проектов, метод проблемного обучения
(закрепление приобретенных умений, применение их в нестандартной ситуации, обобщение и
творческое переосмысление знаний, самостоятельной творческой работы, обсуждение
конкурсных работ, разработка и реализация творческого проекта).
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
После изучения программы дети должны знать:
● историю возникновения и развития промысла;
● материалы и инструменты применяемые в лозоплетении, принцип работы с ними;
● терминологию лозоплетельщика;
● правила безопасности труда;
● основные сведения о лозе, ее свойства;
● основные виды плетения и технологию их выполнения;
● последовательность ведения работы;
● роль проектирования в преобразовательной деятельности, основные этапы
выполнения проектов;
● культуру общения в коллективе;
После изучения программы дети должны уметь:
● рационально организовать свое рабочее место, соблюдать правила техники
безопасности и поддерживать порядок в течении всего занятия;
● заготавливать прутья, хранить их и обрабатывать;
● экономно и рационально расходовать материалы;
4

● пользоваться инструментами, шаблонами и приспособлениями
тения;
● выполнять основные виды плетения;
● распознавать виды плетения на готовых изделиях;
● изготавливать изделия, применяя основные виды плетения;
● выполнять окончательную отделку плетеных изделий.

для

лозопле

Навыки, полученные за время обучения, позволяют самостоятельно выполнять
изделия, совершенствовать приемы и технику лозоплетения, а также осваивать новые
технологии, обеспечивая уют в доме, доставляя радость себе и окружающим.

Условия реализации образовательной программы:
Для организации успешной работы необходимо иметь оборудованное помещение
(кабинет), хорошее верхнее освещение и дополнительное боковое, наличие необходимых
инструментов и материалов.
Учитывая специфику работы с колющими и режущими инструментами, необходима
инструкция по технике безопасности.
Занятие плетением требует отдельного рабочего места для каждого ребенка.
Материально - техническое оснащение:
– помещение (кабинет);
– качественное электроосвещение;
– столы и стулья;
– шкафы для хранения инструмента;
– инструменты и материалы (секаторы, сапожный нож, бокорезы, шило прямое, шило
изогнутое, прищепки, резинка бельевая, шаблоны, лак мебельный, кисти из щетины.);
– бак для замачивания лозы.
Занятия ведутся на русском языке.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Количество часов
№
Тема и содержание занятия

Лозоплетение
1 Вводное занятие: план и режим работы кружка.

История народных промыслов, их специфика.
История лозоплетения. Назначение и применение в
быту изделий из лозы. Демонстрация образцов.
2 Организация рабочего места. Инструменты,
выбор инструмента, отделочные и вспомогательные

Всего

68

Теори

Практик

я

а
8

60

2

2

1

1
5

материалы. Техника безопасности Гигиена труда.

3 Заготовка и обработка лозы. Места обитания ивы,

6

ее виды. Вопросы охраны природы при заготовке.
Время заготовки. Выбор сырья. Инструмент для
заготовки. Первичная обработка сырья. Хранение.
4 Работа с неочищенным прутом.
Виды плетения: простое в один прут, в два прута.
Рядовое, веревочка в два прута, Послойное
плетение.
Ажур крестиком, ажур полукольцами.
Плетение кромки "дорожка", "рогоза"
Работа на тренажере.
5 Изготовление изделий на готовых донышках,
Кашпо. Кормушка для птиц.

9

1

5

1

8

7

6
1

6 Изготовление изделий на основе плетеного
донышка.
Круглое донышко.
Овальное донышко.
Панно,кашпо.
7 Работа с белым прутом.
Особенности работы. Окорка прута.
Подготовка материала к работе.
Изделия из белого прута.
Ажурное кашпо, ваза, корзинка

11
1

1
21

20

8 Творческая работа на произвольную тему,

11

подарочные и сувенирные изделия к праздникам,
мероприятиям. Разработка эскизов изделия. Подбор
материалов. Изготовление.

9
10

10

11

Участие в выставках, фестивалях
Итоги года

1

Содержание программы.
1.Вводное занятие. План и режим работы кружка. История народных промыслов, их
специфика.
История лозоплетения и современное состояние. Назначение и применение в
быту изделий из лозы. Демонстрация образцов.
2.Организация рабочего места.
Рабочее место. Инструменты лозоплетельщика ( ножи, шило, кусачки, молоток,
плоскогубцы, круглогубцы, бачок для воды ).Словарь основных терминов для начинающих
лозоплетельщиков. Выбор инструмента, отделочные и вспомогательные материалы. Техника
6

безопасности. Гигиена труда.
3.Заготовка и обработка лозы.
Места обитания ивы, ее виды. Вопросы охраны природы при заготовке. Показ образцов
прутьев. Время заготовки. Выбор сырья. Инструмент для заготовки. Показ техники заготовки
неокоренного прута. Первичная обработка сырья. Правильное связывание прута и его
переноска. Сортировка. Калибровка по длине и толщине. Хранение.
4.Работа с неочищенным прутом.
Виды плетения: техника выполнения простого плетения в один прут, в два прута. Рядовое
плетение, вервочка в два прута, . Четное и нечетное число стояков. Назначение и применение
веревочки. Способы сращивания прутьев. Послойное плетение. Ажур крестиком, ажур
полукольцами. Загибка как завершающий и отделочный элемент изделия. Плетение кромки
"дорожка", "розга", стыковка загибки.
Работа на тренажере.
Различные виды плетения. Отработка на тренажере пройденных видов плетения.
5.Изготовление изделий на готовых донышках, использование шаблона, лицевая и
изнаночная стороны плетения, правила обрезки концов. Подготовка рабочего места, отбор
прутьев, плетение изделия. Кормушка для птиц. Рамка, обереги
6.Изготовление изделий на основе плетеного донышка.
Освоение техники плетения круглого донышка. Правила подсчета количества и длины
прутьев для изделий. Плетение круглого донышка 3*3 палочки, изготовление крестовины,
закрепление, оплет веревочкой с разведением стояков-радиусов на равное расстояния.
Типичные ошибки. Выбор количества стояков. Закрепление стояков. Плетение боковой
стеночки, кромка изделия. Отделочная работа, лакировка. Последовательность и техника
плетения из неокоренного прута.
Подготовка рабочего места, отбор прутьев, плетение изделия.
Изготовление овального донышка.. Устройство каркаса. Оплетка для фиксации равных
расстояний. Разводка торцов. Оплет, особенности наращивания прутьев, дефекты при
плетении.
Изготовление подставки с загибкой сдвоенными прутьями, ажурной тарелки или панно,
кашпо.
7.Работа с белым прутом.
Особенности работы, способы подготовки материала, показатели качества прута.
Искусственное оживление прута. Окорка зеленого прута.
Подготовка материала к работе. Термическая обработка прута, варка, чистка, приспособления
для чистки, выпрямление, вымачивание. Сушка окоренного прута. Сортировка и хранение
окоренного прута. Подготовка материала к плетению.
Изготовление изделий на основе круглого донышка. Применение шаблонов, их виды.
Изделия с применением послойного плетения боковой стенки. Обработка и отделка плетеных
изделий после их изготовления. Оплетка цветочных горшков, ваза, корзинка.
8.Творческая работа на произвольную тему, подарочные и сувенирные изделия к
7

праздникам, мероприятиям. Просмотр и обсуждение цветных иллюстраций, фотографий,
литературы по плетению из лозы. Выбор изделия по желанию учащихся. Полезная
направленость будущих работ . Взаимопомощь при изготовлении плетеных изделий.
Разработка эскизов изделия. Подбор материалов. Изготовление.
9.Участие в выставках, фестивалях.( посещение выставок, матер-классов)
10. Подведение итогов и анализ творческих работ, выполненных за год. Поощрение лучших
учащихся, организация и оформление отчетной выставки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
В результате освоения программного материала воспитанники должны:
Знать:
- историю плетения из лозы. традиции народного творчества;
- утилитарное назначение изделий из лозы;
- особенности заготовки, обработки, подготовки и хранения материала;
- основные приемы плетения;
-терминологию лозоплетельщика;
- правила техники безопасности на природе и на занятиях;
Уметь:
- заготавливать лозу по сортам,
-подготовить лозу к работе (окорка, вымачивание)
- комплектовать лозу по размеру;
- правильно пользоваться инструментом;
- применять техники при изготовлении изделий;
- презентовать свои изделия на выставках, конкурсах различного уровня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Дубровский В.М. 32 урока плетения из лозы. / В.М. Дубровский. – М.: Рус.кн.: Вешки,
1993.
2.Мейнард Б. Плетение: кн. для учащихся. / Б. Мейнард; пер. с англ. В.И. Синюкова. – М.:
Просвещение, 1981.
3. Толмачева Н.А. Плетение из лозы: Техника. Приемы. Изделия. / Н.А. Толмачева. – М.:
АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003.
–
4.Федотов Г.Я. Плетение из сухих трав. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. (Серия
«Академия мастерства»).
8

5.Бескодаров А.А. Художественное плетение из ивового прута. / А.А. Бескодаров. – М.: Лесн.
Пром-сть, 1985.
6.Миринаускас К.К. Изготовление плетеных изделий. / К.К. Миринаускас. – М.:
Россельхозиздат, 1986.
7.Трапезников Ф.Ф. Плетение ивового прута и бересты. М. : 1995
8.Козлов В.М. Плетение из ивового прута. / В.М. Козлов. – М.: Культура и традиции, 2001.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО ИСТОРИИ ЛОЗОПЛЕТЕНИЯ
●
●
●
●
●

http://ru.wikipedia.org/wiki/Лозоплетение
http://sarmiento.spb.su/istoria/
http://www.chudoloza.at.ua
http://www.shkola-remesel.ru/category/istoria-lozopletenia/
http://www.traditions.ru/articles/istoriyalozopletenia.html
ОБЩИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО ЛОЗОПЛЕТЕНИЮ

1. http://newvv.net/culture/Culture/206079-print.html?language=ru
2. http://sarmiento.spb.su/index/
3. http://www.balticloza.ru/
4. http://www.artterem.ru
5. http://www.telegi-shop.ru/articles/13/
6. http://www.vk.com/lozopletenie
7. http://www.pletun.ru
8. http://www.lozopletenie.ru
9. http://www.lozopletenie.com
10. http://www.artwillow.ru
11. http://www.pollypollock.co.uk/Polly_Pollock/Home.html

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».