РП ЦТР Пластилинография

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БЫНЬГИ
ПРИНЯТО:
Педагогическим
советом
Протокол № 1
от «29» августа
2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор
МАОУ СОШ
с. Быньги ___________
С. А. Иванцова
«31» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
Художественной направленности
«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»
(для учащихся младшего школьного возраста)

Составитель: Предеина
Диана Васильевна, педагог
дополнительного образования
1 кв. категория
МАОУ СОШ с. Быньги

с. Быньги, 2023 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа «Пластилинография» составлена в соответствии с
нормативными документами:
1.

Федеральный Закон №273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями на 7

октября 2022 года) «Об образовании в Российской Федерации»;
2.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

№186 от 9 ноября 2018г (с изменениями на 30 сентября 2020 года) «Об
утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.

Санитарно-эпидемиологические

организациям,

утвержденные

требования

Постановлением

к

образовательным

Главного

государственного

санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28;
4. Приказ министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении

порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Рабочая программа для 1- 4 классов согласована с уставом МАОУ СОШ с.
Быньги и учебным планом. Данная учебная программа расширяет кругозор и
способствует формированию и обогащению языка, рационального понятийного
аппарата, пересекается с учебной деятельностью самого широкого спектра
дисциплин от гуманитарных до точных, так как объединяет в творческом
процессе постановку и решение различных задач, связанных с практическим
применением знаний, составлению алгоритмов действий, направленных на
получение реального, практически значимого, творческого результата. Обучение
по программе возможно, как очно, так и с применением дистанционных
технологий и электронного обучения.
2

Рабочая

программа

общекультурного

«Пластилинография»

направления

внеурочной

является

деятельности

в

программой
образовании.

Декоративно-прикладное творчество наряду с другими видами искусства готовит
обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными
средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта
у

учащихся

складывается

отношение

к

собственной

художественной

деятельности.
Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к
процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, позволяет
обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную
деятельность в процессе освоения программы, что «является базовыми
ориентирами

федеральных

образовательных

стандартов».

В

условиях

современного общества, которое требует от личности не только каких-либо
практических навыков, но и умение фантазировать, придумывать, изобретать,
возникает необходимость появления кружков данного направления, позволяя
развить такие умения у детей разного возраста, все это обуславливает
актуальность моей программы.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия
для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и
сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника,
стремится

к

их

удовлетворению,

требует

дифференцированного

индивидуального подхода в обучении.
Цель программы:
-Способствовать интеллектуальному развитию учащихся
-Развить такие психические процессы, как: внимание, память, мышление.
-Развить пространственное восприятие, сенсомоторной координации

3

и

-Развить мелкую моторику рук через занятия декоративно – прикладного
творчества с применением пальчиковой гимнастики.
-Развитие

творческих

и

коммуникативных

способностей

ребенка

посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина.
-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к
саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания
искусства, истории, культуры, традиций.
Задачи:
-Передавать образ предметов, явлений окружающего мира посредством
пластилинографии;
-Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию
художественно –эстетического вкуса через занятия пластилинографии;
-Расширять представления о многообразии видов декоративно – прикладного
искусства;
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на
основе декоративно – прикладного искусства;
-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые
практические умения и навыки;
-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;
- Приобщать школьников к искусству;
-Реализовать

духовные,

эстетические

и

творческие

способности

воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
-Воспитывать

художественно

–

эстетический

вкус,

трудолюбие,

аккуратность;
-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
4

Основные формы работы.
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях
предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность
обучающихся.
Формы обучения: очная и дистанционная.
Занятия проводятся на русском языке.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала (с использованием компьютерных технологий).
Изложение

учебного

материала

имеет

эмоционально

–

логическую

последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке
удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения
работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике
безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят
деятельность и повышают интерес детей.
Содержание рабочей программы.
Содержание

рабочей

программы

«Пластилинография»

является

продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного
искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства.
Отличительная особенность данной программы - уникальная методика
лепки из пластического материала пластилина, проста в освоении и ни с чем
5

несравнима

по

воздействию

на

творческое

развитие

ребенка.

Занятия

пластилинографией способствуют не только развитию творчества, эстетического
чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливает внутренний
баланс организма и душевного равновесия, то есть оказывает на ребенка
определенное психотерапевтическое воздействие. Пластилинография – одно из
полезнейших занятий для детей: воспроизводя пластически тот или иной предмет
с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают
руки, пальцы, а это, в свою очередь, способствует развитию речи. Обучающиеся
приучаются более внимательно рассматривать и анализировать предмет, что
развивает в них наблюдательность. Занятия пластилинографией дают простор
детской фантазии. В ней ребенок имеет дело с действительной формой предмета,
он не просто рассматривает его, а осязает своими руками. А чем больше
количество органов чувств принимает участие в восприятии впечатления, тем оно
становится отчетливее. О прикладной стороне пластилинографии, то есть о
приложении ее к практической жизни, не нужно говорить много слов – она
очевидна: ребенок, изучивший в раннем возрасте форму, будет не чужд
инициативы и творческих замыслов, он всегда сумеет внести в свой труд нечто
свое, индивидуальное. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе
выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная
активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы
композиции, цветоведению.
Рабочая программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в
жизни;
-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного
искусства в жизни;
6

-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
-обучению

практическим

навыкам

художественно

–

творческой

деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и
замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом
возможных художественных средств;
-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе
взаимопонимания коллективной работы;
-знакомству с историей пластилина и различных масс для лепки.
Программа

строится

на

основе

знаний

возрастных,

психолого

–

педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
В основу программы положены следующие принципы:
 непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения
полноты и цельности образования;
 связи с жизнью;
 развитие индивидуальности каждого ребёнка;
 единство и целостность субъект - субъектных отношений;
 системная
процессом

организация

(систематичность,

управления

учебно-воспитательным

контролируемость,

последовательность,

доступность, наглядность, построения программного материала «от простого
к сложному»).
Важным условием осуществления политехнического принципа является
органическая связь со всеми предметами начальной школы.
Декоративно-прикладное искусство оказывает влияние на повышение
качества учебной работы ученика.

7

Например, лепка развивает наблюдательность ребёнка, положительно
сказывается на формировании каллиграфических навыков, вырезание по
трафарету улучшает глазомер учащегося и т. д.
Место занятий кружка в учебном плане.
Рабочая программа «Пластилинография» разработана для занятий занятий
с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение
материала в группе от 10 человек.
Программа рассчитана на 4 года обучения, 1 час в неделю. Курс рассчитан на
135ч.
Место занятий внеурочной деятельности в учебном плане.
Программа «Пластилинография» разработана на четыре года занятий с детьми
младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на
занятиях во внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на 4 года обучения 1 час в неделю. Курс рассчитан на
135ч: 33 ч. – в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч. – во 2-4 классах (34 учебных
недель в каждом классе).
Допускается изменение и перераспределение часов при составлении календарнотематического плана на каникулярное время и выходные дни.

8

Учебно-тематическое планирование
Учебный план занятий по программе «Пластилинография»
Номер
раздел
а

Название разделов

I.

Введение: правила
техники
безопасности.
Прямая
пластилинография.
Обратная
пластилинография
(витражная).
Контурная
пластилинография
Модульная
пластилинография
Мозаичная
пластилинография
Рисование
смешанными
техниками
шариками,
валиками,
жгутиками…
Многослойная
пластилинография
Итого

II.
III.

IV.
V.
VI.
VII.

VIII.

Количество часов
всего

1 класс

2 класс

3 класс

4

теор
1

20

2

3

2

3

2

20

3

2

3

2

20

1.5

3.5

1.5

16

2

2

19

1

32

7
135

прак теор прак теор прак
1
1

4 класс
теор
1

прак

3

2

3

3

2

3

2

3.5

1.5

3.5

1.5

3.5

2

2

2

2

2

2

3

1

4

1

4

1

4

2

6

2

6

2

6

2

6

05

05
33

1
34

9

1
34

1
34

Календарно – тематическое планирование.
1 год обучения.
№ра Название разделов и тем
здел
а,
тем
ы
I.
Введение:
правила
техники безопасности.
1
Знакомство
с
пластилинографией.
II. Прямая
пластилинография.
2
Знакомство с техникой
прямая пластилинография
3
Панно «Яблочко»
4
Панно «Овощи и фрукты
родного края»
5
Отпечатки на пластилине.
Детализация
панно
«Яблочко»
6
Рисуем мазками. Осенний
лист
III. Обратная
пластилинография
(витражная).
7
Знакомство с техникой
обратная
пластилинография
8
Птицы Урала.
Рисунок
«Птица»
9
Нанесение мелких деталей.
Проработка и нанесение
более крупных деталей
рисунка
10 Заполнение фона
11 Павлин
IV. Контурная
пластилинография
12 Знакомство с контурной
пластилинографией
13 Аппликация
«Чудо

Количество часов
всего
теор.
практ.

1

0.5
0.5

5
1
0.5
0.5

0.5
0.5
1

1
5

1

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5
0.5

0.5
0.5

5
1
0.5
10

0.5

Плановые
сроки
прохожде
ния темы

Корректи
ровка
даты

дерево». Деревья Южного
Урала.
14 Подготовка основы для
аппликации.
Рисунок жгутиками по
контуру
15 Вяжем
варежку.
Подготовка основы для
аппликации
16 Вяжем варежку. Рисунок с
применением
кручения
жгутиков по контуру
V. Модульная
пластилинография
17 Знакомство с модульной
пластилинографией
18 Панно «Космос»
19 Выполнение
панно
в
материале.
20 Коллективная
работа.
Композиция по теме
VI. Мозаичная
пластилинография
21 Знакомство с мозаичной
пластилинографией
22 Пластилиновые
шарики.
«Бабочка»
(подготовка
основы
и
нанесение
рисунка)
23 Лепка крыльев бабочки
24 Заполнение фона вокруг
бабочки
VII. Рисование смешанными
техниками
пластилинографии:
шариками,
валиками,
жгутиками
25 Изучение
смешанной
техники
в
работах
мастеров и детей
26 Стрекоза
на
лугу
рисунок,
заполнение
стрекозы

1

1

1

4
1
0.5
0.5

0.5
0.5
1

4
1
1

1
1
8

1

1

11

Заполнение фона
Букет фон
Букет цветы, детализация
Рисунки к стихам Н.В.
Пикуливой. Создание фона
рисунка
31 Лепка самого рисунка
(большие плоскости)
32 Лепка рисунка (малые
плоскости)
VIII Многослойная
.
пластилинография
33 Знакомство
с
многослойной
пластилинографией
27
28
29
30

1
1
1
1

1
1
1
0.5

12

0.5

Календарно – тематическое планирование.
2 год обучения.
№

Название разделов и
тем

Введение:
правила
техники безопасности.
II. Прямая
пластилинография
2 Основы
техники
прямая
пластилинография
3 Панно
«Подводный
мир» Заполнение фона
,обитатели
4 Детализация
панно
«Подводный
мир»
(растения)
5
Панно «Пингвин на
льдине»
заполнение
фона
6 Панно «Пингвин на
льдине» детализация
III. Обратная
пластилинография
(витражная)
7 Основы
техники
обратная
пластилинография
(витражная)
8 Рисунок
«Золотая
рыбка ». (нанесение
контура)
9 Рисунок
«Золотая
рыбка»
(заполнение
рисунка и фона)
10 Рисунок "Воздушный
замок"(нанесение
контура)
11 Рисунок "Воздушный
замок"(
заполнение
I.

Количество часов
всего
теор.
практ.
1

0.5

0.5

5
1

0.5

0.5

0.5

0.5

1

1
5

1

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

13

Плановые
сроки
прохожде
ния темы

Коррект
ировка
даты

рисунка и фона)
IV. Контурная
пластилинография
12 Основы
контурной
пластилинографии
Аппликация «Медведь
под деревом» Деревья
Южного Урала
13 Лепка
по
конуру
дерево. Лепка медведя
14 Детализация
и
обобщение
15 Хомяк с припасами.
16 Детализация
и
обобщение
V. Модульная
пластилинография
17 Основы
модульной
пластилинографии
Флора и фауна родного
краяПанно
«Зайчик»
Выполнение фона
18 Лепка зайчика
19 Лиса. Лепка фона
20
Лепка
лисы
VI. Мозаичная
пластилинография
21 Основы
мозаичной
пласилинографии
22 Пластилиновые шарики
«Роспись
подноса
хохлома» (подготовка
основы и нанесение
рисунка)
23 нанесение узора
24 Роспись подноса гжель
25 нанесение узора
VII Рисование
. смешанными
техниками шариками,
валиками,
жгутиками.

5
0.5

0.5

1
1
1
1
4
1

0.5
0.5

0.5
0.5
1

5
1
1

1
1
1

14

Основы
смешанной
техники в работах
мастеров и детей
27 Иллюстрация
по
сказкеВ.Н. Кузнецова
«Базар»
28 Лепка фона
29 Лепка самого рисунка
(большие плоскости)
30 Лепка рисунка (малые
плоскости)
31 Лепка
рисунка
(детализация)
32 Обобщение
иллюстрации
33 Завершение
иллюстрации.
VII Многослойная
I. пластилинография
34 Основы многослойной
пластилинографии
Многослойная
пластилинография
«Цветок одуванчика»
26

8

1

2
1
1
1
1
1
1
1

Календарно – тематическое планирование.
3 год обучения.
№

Название разделов и
тем

I.

Введение: правила
техники
безопасности.
Прямая
пластилинография.
Техника
прямая
пластилинография
Панно
«Совушка»
(нанесение рисунка на
основу).
Птицы
родного края

II.
2
3

Количество часов
всего
теор.
практ.
1

0.5

0.5

5
1
0.5

15

0.5

Плановые
сроки
прохожде
ния темы

Коррект
ировка
даты

4

5
6
III.

7

8

9

10
11

IV.
12
13
14
15
16
V.
17
18

19

Панно
«Совушка»
выполнение
в
материале
Лепка мазками панно
«Совушка»
Детализация
панно
«Совушка»
Обратная
пластилинография
(витражная).
Техника
обратная
пластилинография
(витражная)
Иллюстрации
к
стихам
Н.В.
Пикулевой
Иллюстрации
к
стихам
(нанесение
рисунка)
Иллюстрации
к
стихам (фон)
Иллюстрации
к
стихам (детализация
рисунка)
Контурная
пластилинография
Техника
контурная
пластилинография
Панно «Зоопарк»
Нанесение рисунка
Лепка по контуру
Детализация
и
завершение
Модульная
пластилинография
Техника
модульная
пластилинография
Панно
«Народные
традиции»
(свистулька)
Панно
«Народные
традиции»
(детализация)

0.5

0.5

1
1
5

1

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

5
1
0.5

0.5
1
1
1

4
1
0.5

0.5

0.5

0.5

16

Панно
«Народные
традиции»
.
Коллективная работа
VI. Мозаичная
пластилинография
21 Техника
мозаичная
пластилинография
22 Разноцветные
комочки.
Рисунок
«Лошадка»
23 Выполнение рисунка
«Лошадка»
24 Рисунок «Лама»
25 Детализация рисунка
«Лама»
VII. Рисование
смешанными
техниками
шариками,
валиками,
жгутиками.
26 Рисование смешанной
техники
27 Иллюстрация к сказке
В.Н.Кузнецова
28 Размещение рисунка и
лепка фона
29 Работа с большими
плоскостями
30 Работа с малыми
плоскостями
31 Рисуем
подводную
лодку с котом и
собакой
32 Работа с большими
плоскостями
33 Детализация
VIII Многослойная
.
пластилинография
34 Основы
многослойной
пластилинографии
Многослойная
20

1

5
1
1

1
1
1

8
1
1
1
1
1

1
1
2
1

17

пластилинография
«Елочка»

18

Календарно – тематическое планирование.
4 год обучения.
№

Название разделов
и тем

I.

Введение:
правила техники
безопасности.
Прямая
пластилинографи
я.
Техника
прямая
пластилинография
Сказы Уральских
узоров в технике
прямая
пластинография
Рисунок
Туринская
матрёшка
Туринская
матрёшка
в
материале
Туринская
матрёшка
детализация
Обратная
пластилинографи
я (витражная).
Рисунки в технике
обратная
пластилинография
(витражная)
Иллюстрации
Анатолия Гилёва
Нанесение
рисунка
Лепка рисунка
Завершение
работы лепка фона
Контурная

II.

2
3

4

5

6

III.

7

8
9
10
11
IV.

Количество часов
всего
теор.
практ.
1

0.5

0.5

5

1
0.5

0.5

0.5

0.5

1

1

5

1

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5
0.5

0.5
0.5

5
19

Плановые
сроки
прохожден
ия темы

Корректиро
вка даты

12

13

14
15
16
V.

17

18

19
20
VI.

21

22

23
24
25

пластилинографи
я
Техника
контурная
пластилинография
Иллюстрация
к
сказке Григория
Остера«А
вдруг
получится»
Нанесение
рисунка
Создание фона
Детализация
и
завершение
Модульная
пластилинографи
я
ТехникаМодульна
я
пластилинография
Панно
«Цветущий луг»
(эскиз)
Панно «Цветущий
луг» (фон)
Панно «Цветущий
луг» (детализация)
Мозаичная
пластилинографи
я
Техника
Мозаичная
пластилинография
Радость
в
ладошках.
Рисунок к сказке
«Котенок
по
имени гав»
Выполнение
рисунка
Выполнение фона
Завершение
работы

1

0.5

0.5

1
1
1
4

1

0.5

0.5

0.5

0.5
1

5

1

1

1
1
1
20

VII. Рисование
смешанными
техниками
шариками,
валиками,
жгутиками.
26 Смешенная
техника
пластилинографии
в
картинах
художников.
27 Иллюстрация
к
Ван гог "Ночь"
28 Нанесение
рисунка и лепка
фона
29 Работа
с
большими
плоскостями
30 Работа с малыми
плоскостями
31 Детализация
работы
32 Иллюстрация
к
Ван
гог
"Подсолнухи"
33 детализация
VIII Многослойная
.
пластилинографи
я
34 Основы
многослойной
пластилинографии
Многослойная
пластилинография
«Парашютист»

8

1
1

1

1
1
1

1
2

1

21

Схема методики проведения занятий.
- беседы;
- рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- выставки детских работ в школе, селе; выставки работ выпускников – в районе;
- просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, мультфильмов;
- видео уроки;
- экскурсии;
- дидактические игры;
- экспериментирование с материалами;
- соревнования, развлечения;
- сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
2) организация рабочего места
3) повторение пройденного материала
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные
элементы:


инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы,
текущий – во время выполнения практической работы, заключительный



практическая работа



физкультминутки



подведение итогов, анализ, оценка работ



приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии.

Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в
выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы
22

труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и
моральное удовлетворение.
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Личностные ценности.
Ценность жизни– признание человеческой жизни и существования живого в
природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного
экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни,
через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой
способности – любви.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы.
Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде
обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты,
гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через
приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства,
гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему –
«красота спасёт мир».
Общественные ценности.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованью, важность и необходимость соблюдения здорового
образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и
социально-нравственном здоровье.

23

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной
и

образовательной

традиций

народов

среды,

обеспечивающей

России

от

поколения

преемственность
к

поколению

и

культурных
тем

самым

жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но
свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества,
членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,
обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по
отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании
служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и
прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к
многообразию их культур.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Первый

уровень

результатов

–

занятия

художественным

творчеством,

приобретение начальных представлений о материальной культуре как продукте
творческой, предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном
мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной
взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах
материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического
опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости
24

бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных
традиций; начальных знаний и представлений о наиболее важных правилах
дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной
культуры; общего представления о мире профессий, их социальном значении,
истории возникновения и применения различных материалов и инструментов, об
использовании изделий некоторых традиционных ремесел в быту;
Второй уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений
для творческой самореализации при оформлении своего дома, классной комнаты,
при изготовлении подарков близким и друзьям, участие в художественных
выставках, конкурсах ДПИ в школе.
Третий уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений
для творческой самореализации при изготовлении подарков ветеранам труда,
игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий для
детского сада и т.д., участие в художественных акциях в окружающем школу
социуме.
Формы контроля.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит
через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях,
создании портфолио.


организация выставок (раскрывает для детей значимость их труда,
формирует положительные мотивы к труду);



однодневные – проводится в конце задания с целью обсуждения;



постоянные – проводятся в помещении, где работают дети;



тематические –по итогу изучения разделов, тем;



итоговые – в конце года организуется выставка практических работ
учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов,
родителей, гостей.

25



выход за пределы занятий (участие в мероприятиях школы, села; в
конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня; размещение
интересных работ в Интернете);



Портфолио достижений учащихся.



Методы оценки результативности программы:



количественный анализ;



статистические данные;



отслеживание результатов учебно-познавательной деятельности учащихся
(наблюдение, диагностика).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
курса.

Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному
направлению

декоративно

–

прикладное

искусство

«Радуга

творчества»

направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями
федерального

государственного

обеспечивает

достижение

образовательного

выпускниками

стандарта.

начальной

школы

Программа
следующих

личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные универсальные учебные действия:
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как
одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мультикультурнойкартиной современного мира;
-

навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении

практических творческих работ;
-ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
-способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
-заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств:
трудолюбие,

организованность,

добросовестное
26

отношение

к

делу,

инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к
чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
-устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
-осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;
-возможности

реализовывать

художественно-творческой

творческий

деятельности,

потенциал

осуществлять

в

собственной

самореализацию

и

самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать
систему общечеловеческих ценностей.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-выбирать

художественные

материалы,

средства

художественной

выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи
с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
-учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои
действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
-адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
-навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов
посредством различных технологий;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

27

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в
конце действия.
-пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного
искусства, художественного конструирования;
-моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации
известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного
творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств
массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность
реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные универсальные учебные действия:
-различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять
их место и роль в жизни человека и общества;
-приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном
творчестве;
-осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и
техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
-развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать
многообразие видов и жанров искусства;
-художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию
целостного восприятия мира;
-развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
-развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку
зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно
-прикладного искусства;

28

Коммуникативные универсальные учебные действия:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно
строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной
позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть
развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность,
трудолюбие, целеустремленность.
Предметные результаты.
-уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека;
-понимать образную сущность искусства;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях
пластических искусств, их

чувствам и идеям; эмоционально-ценностному

отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами
художественного языка.
-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного
языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового
искусства.
-создаватьэлементарные композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве.
29

Создавать графическими и живописными средствами выразительные образы
природы, человека, животного.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в
предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно –
творческой деятельности в целом.
Учащиеся должны знать:
- пластилин, виды пластичных масс для лепки, свойства и применение.
Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином.
Разнообразие техник работ с пластилином;
- особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в
природе и в рисунке;
- историю возникновения и развития пластилина, сведения о материалах,
инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием
картона, способы декоративного оформления готовых работ;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия:
масштаб, ритм, симметрия, асимметрия. Технология создания панно;
-понятие «аппликация», виды аппликации. Цветовое и композиционное решение;
- историю возникновения и развития пластилинографии, сведения о материалах,
инструментах и приспособлениях, о технике создания работ;
- виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления,
применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с
пластилином;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия:
масштаб, ритм, симметрия, асимметрия;

30

- простейшие приёмы начального этапа пластилинографии через элементы
образного мышления
-сувенир, виды и назначение сувениров;
Учащиеся должны уметь:
-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической
формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые
формы для создания выразительных образов;
-моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
-пользоваться
скульптуры,

средствами

выразительности

декоративно-прикладного

языка

живописи,

искусства,

графики,

художественного

конструирования.
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного
искусства, изображающие природу, человека, явления;
-понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и
учиться у мастеров;
-называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
-выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью
приспособлений (шаблон, трафарет);
-выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами:
ножницы, канцелярский нож, стек;
-выполнять

графические

построения

(разметку)

с

помощью

чертёжных

инструментов: линейка, угольник, циркуль;
-выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей
наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
-подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных
особенностей изделия;
-добывать необходимую информацию (устную и графическую).
-анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
31

-определять основные конструктивные особенности изделий;
-отбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия
в целом
-соблюдать общие требования дизайна изделий;
-планировать предстоящую практическую деятельность.
-осуществлять самоконтроль.

32

Материально – техническое обеспечение программы.
Оборудование:
- учебные столы;
-доска (с возможностью магнитного крепления);
-материалы и оборудование для детского творчества (индивидуальные наборы)
Технические средства обучения:
- компьютер;
-экран;
Список литературы:
Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно –
прикладного творчества: учебно –
Методическое

пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова;

Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. –
Ростов р/Д: Феникс, 2009. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для
руководителей кружков общеобразовательных школ и вне школьных учреждений.
– 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.: ил.
Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 2011. - 112с., ил.
Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов
по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 2008. – 112с. Давыдова Г.Н.
Пластилинография. – М.: ООО издательство «Скрипторий», 2008. 94 стр.
Давыдова Г.Н. Пластилинография. Детский дизайн. – М.: ООО издательство
«Скрипторий», 2008. 105 стр.
Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. – М.: ООО издательство
«Скрипторий»,2013. 72стр.
Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: ООО
издательство «Скрипторий», 2008. 94 стр.

33

Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М: ООО
«Скрипторий»,2015. 88стр.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. – М.: ООО
издательство «Скрипторий», 2008. 94 стр.
Журнал «Цветной мир. Изобразительное творчество в детском саду». Лепка и
тестопластика - М.: 2008 2. 64 стр.
Зимина Н. В. Шедевры из соленого теста. /Зимина Н. В. – М.: ООО ТД
«Издательство мир книги», 2010. - 192 с.: ил.
Никитина А.В. Нетрадиционная техника рисования. – СПб.: издательство «Каро»,
2008. 112 стр.
Лепка из пластилина/ сост. С.Ю. Ращупкина-М.: РИПОЛ Классик, 2010. -255 с.:
ил.-(Поделки-самоделки) [Ф1-2 -Ф2-1 -Ф3-1]
Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс,
2009. – 48с. – (Город мастеров)
Список литературы для детей
Основная литература:
 Агапова, И. 114 игрушек и поделок из всякой всячины / И. Агапова; Ирина
Агапова, Маргарита Давыдова. -М.: Лада, 2010. -199 с.: ил.- (Домашняя
мастерская) [Ф1-2, Ф2-1, Ф3-1]
 Давыдова Г.Н. Пластилинография. – М.: ООО издательство «Скрипторий»,
2008. 94 стр.
 Давыдова Г.Н. Пластилинография. Детский дизайн. – М.: ООО издательство
«Скрипторий», 2008. 105 стр.
 Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: ООО
издательство «Скрипторий», 2008. 94 стр.
 Давыдова Г.Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. – М.:
ООО издательство «Скрипторий», 2008. 94 стр.
34

 Журнал «Цветной мир. Изобразительное творчество в детском саду». Лепка
и тестопластика.- М.: 2008 2. 64 стр.
 Зимина Н. В. Шедевры из соленого теста. /Зимина Н. В. – М.: ООО ТД
«Издательство мир книги», 2010. - 192 с.: ил.
 Никитина А.В. Нетрадиционная техника рисования. – СПб: издательство
«Каро», 2008. 112 стр.
 Лепка из пластилина/ сост. С.Ю. Ращупкина -М.: РИПОЛ Классик, 2010. 255 с.: ил.-(Поделки-самоделки) [Ф1-2 -Ф2-1 -Ф3-1]
 Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.:
Феникс, 2009. – 48с. – (Город мастеров)

35

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».