РП ЦТР Основы робототехники

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БЫНЬГИ

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
Протокол № 1
от «29» августа 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ с. Быньги
________________С.А.Иванцова
«31» августа 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
технической направленности
«ОСНОВЫ РОБОТОТЕХНИКИ»
Модуль: «Робототехника и лего-конструирование»
(для учащихся младшего школьного возраста)

Составитель: Горяинова
Елена Андреевна., педагог
дополнительного образования МАОУ
СОШ п.Цементный, МАОУ СОШ
с.Быньги

с. Быньги, 2023 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа

«ОСНОВЫ

РОБОТОТЕХНИКИ»

разработана

на

основе

Федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов
начального общего образования. Для достижения требований стандарта к результатам обучения,
обучающихся, склонных к естественным наукам, технике или прикладным исследованиям,
необходимо вовлечь в учебно-познавательную деятельность уже в начальной школе и развивать их
способности на следующих этапах школьного образования.
Программа

позволяет

реализовать

компетентностный,

личностно-ориентированный,

деятельностный подходы на основе применения актуальных образовательных технологий, в том
числе технологии образовательной робототехники. Данная технология способствуют эффективному
овладению обучающимися универсальными учебными действиями, так как объединяют разные
способы деятельности при решении конкретной задачи. Использование конструкторов значительно
повышает мотивацию к изучению отдельных образовательных предметов на ступени основного
общего образования, способствует развитию коллективного мышления и самоконтроля.
Настоящая программа учебного курса представляет собой

систему интеллектуально-

развивающих занятий и предназначена для обучающихся 1-4 классов образовательных учреждений,
которые впервые будут знакомиться с LEGO – технологиями.
Конструкторы в линейке роботов LEGO, предназначены, для детей любого возраста. Работая
индивидуально, парами или в командах, учащиеся любых возрастов могут учиться, создавая и
программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во
время работы с этими моделями.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 урока (64 часа в год). Программа рассчитана на 4 года
обучения - всего 256 часов.
Цель программы: развитие познавательных способностей учащихся

на основе системы

развивающих занятий по моделированию из конструктора LEGO, овладение навыками начального
технического конструирования.
Задачи программы:
1.

расширение знаний учащихся об окружающем мире, о мире техники;

2.

учиться создавать и конструировать механизмы и машины, включая самодвижущиеся;

3.

учиться программировать простые действия и реакции механизмов;

4.

обучение

решению

творческих,

нестандартных

ситуаций

на

практике при

конструировании и моделировании объектов окружающей действительности;
5.

развитие коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, умения

аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения;
2

Обучающие:


ознакомление с комплектом LEGO Wedo;



ознакомление с основами автономного программирования;



ознакомление со средой программирования LEGO Wedo;



получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;



получение навыков программирования;



развитие навыков решения базовых задач робототехники.

Развивающие:


развитие конструкторских навыков;



развитие логического мышления;



развитие пространственного воображения.

Воспитательные:


воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;



развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой
группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;



развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности,
умения доводить начатое дело до конца;



формирование и развитие информационной компетенции: навыков работы с различными
источниками информации, умения самостоятельно искать, извлекать и отбирать необходимую
для решения учебных задач информацию.

I раздел: Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса робототехники является формирование следующих
умений:


Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных

ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые
можно оценить как хорошие или плохие;


называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с

позиции общечеловеческих нравственных ценностей;


самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

Метапредметными результатами изучения курса робототехники является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:


определять, различать и называть детали конструктора,
3



конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме

и самостоятельно строить схему.


ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.



перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы

всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:


уметь работать по предложенным инструкциям.



умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку

зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений.


определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:


уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.



уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Предметными результатами изучения курса робототехники является формирование следующих
знаний и умений:
1.

Знание основных принципов механики.

2.

Знание основ программирования в компьютерной среде, моделирования LEGO

3.

Умение работать по предложенным инструкциям.

4.

Умения творчески подходить к решению задачи.

5.

Умения довести решение задачи до работающей модели.

6.

Умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку

зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений.
7.

Умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Оценивание достижений учащихся
Оценивание достижений учащихся ведется по следующим средствам:


Создание ситуаций творческого успеха



Стимулирование (поощрение, выставление баллов)



Организация выставки лучших работ



Представлений собственных моделей

Основным видом контроля является турнир между собранными роботами Legо.
(Каждая команда (3-4 человека) должна предоставить на турнир одного робота).
4

Осуществление целей и задач программы предполагает получение конкретных
результатов:
В области воспитания:


адаптация ребёнка к жизни в социуме, его самореализация;



развитие коммуникативных качеств;



приобретение уверенности в себе;



формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи.

В области конструирования, моделирования и программирования:


знание основных принципов механической передачи движения;



умение работать по предложенным инструкциям;



умения творчески подходить к решению задачи;



умения довести решение задачи до работающей модели;



умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку
зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем
логических рассуждений;

 умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащийся должен знать/понимать:


влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;



область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в
том числе компьютеров);



основные источники информации;



виды информации и способы её представления;



основные информационные объекты и действия над ними;



назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации;



правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером.

Уметь:


получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы,
эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);



создавать и запускать программы для забавных механизмов;



основные понятия, использующие в робототехнике: мотор, датчик наклона, датчик
расстояния, порт, разъем, USB-кабель, меню, панель инструментов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:


поиска, преобразования, хранения и применения информации (в том числе с

использованием компьютера) для решения различных задач;
5



использовать компьютерные программы для решения учебных и практических задач;



соблюдения правил личной гигиены и безопасности приёмов работы со средствами

информационных и коммуникационных технологий.

II раздел: Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
Забавные механизмы
Звери
1. Танцующие птицы
1.Голодный аллигатор
2. Умная вертушка
2. Рычащий лев
3. Обезьянка-барабанщица
3. Порхающая птица
Футбол
Приключения
1.Нападающий
1.Спасение самолета
2. Вратарь
2. Спасение от великана
3. Ликующие болельщики
3. Непотопляемый парусник
Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают
практические умения и навыки работы на компьютере и с конструктором.
Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий (сборка и
программирование своих моделей).
Обучение с LEGO® Education всегда состоит из 4 этапов:
 Установление взаимосвязей,
 Конструирование,
 Рефлексия,
 Развитие.
Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей учащиеся как бы «накладывают» новые
знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из
заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев – Маши и
Макса. Использование этой анимации, позволяет проиллюстрировать занятие, заинтересовать
учеников, побудить их к обсуждению темы занятия.
Конструирование. Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают
вместе». Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения:
сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа
«Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции.
Рефлексия. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, учащиеся углубляют понимание
предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь
приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» учащиеся исследуют, какое влияние на поведение
модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения,
оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, пишут
сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели. На этом этапе учитель получает
прекрасные возможности для оценки достижений учеников.
Развитие. Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание
такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным
образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для
6

каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным
поведением.
Программное обеспечение конструктора ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo
Software) предназначено для создания программ путём перетаскивания Блоков из Палитры на
Рабочее поле и их встраивания в цепочку программы. Для управления моторами, датчиками наклона
и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки. Кроме них имеются и Блоки для управления
клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем. Программное обеспечение
автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик, подключенный к портам LEGO®коммутатора. Раздел «Первые шаги» программного обеспечения WeDo знакомит с принципами
создания и программирования LEGO-моделей 2009580 ПервоРобот LEGO WeDo. Комплект
содержит 12 заданий. Все задания снабжены анимацией и пошаговыми сборочными инструкциями.
Богатый интерактивный обучающий материал действительно полезен детям, таким образом,
курс может заинтересовать большой круг любителей Лего, в первую очередь, младших школьников
ценителей TECHICS. Он ориентирован на учащихся 1-4 классов.
В программе «Робототехника» включены содержательные линии:
- аудирование - умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать инструкции;
- чтение – осознанное самостоятельное чтение языка программирования;
- говорение – умение участвовать в диалоге, отвечать на заданные вопросы, создавать монолог,
высказывать свои впечатления;
- пропедевтика – круг понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с
первоначальными представлениями о робототехнике и программирование;
- творческая деятельность - конструирование, моделирование, проектирование.
Формы организации занятий
Основными формами учебного процесса являются:
 групповые учебно-практические и теоретические занятия;
 работа по индивидуальным планам (исследовательские проекты);
 участие в соревнованиях между группами;
 комбинированные занятия.
Основные методы обучения, применяемые в прохождении программы в начальной школе:
1. Устный.
2. Проблемный.
3. Частично-поисковый.
4. Исследовательский.
5. Проектный.
6. Формирование и совершенствование умений и навыков (изучение нового материала,
практика).
7. Обобщение и систематизация знаний (самостоятельная работа, творческая
работа, дискуссия).
8. Контроль и проверка умений и навыков (самостоятельная работа).
9. Создание ситуаций творческого поиска.
10. Стимулирование (поощрение).
Формы подведения итога реализации программы



защита итоговых проектов;
участие в конкурсах на лучший сценарий и презентацию к созданному проекту;

7



участие в школьных и городских научно-практических конференциях (конкурсах
исследовательских работ).

Методическое обеспечение программы
1.

Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo модели 2009580) - 8 шт.

2.

Программное обеспечение «LEGO Education WeDo Software »

3.

Инструкции по сборке (в электронном виде CD)

4.

Книга для учителя (в электронном виде CD)

5.

Ноутбук - 1 шт.

6.

Интерактивная доска.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 класс
№п/п
1
2
3
4

Кол-во часов
2
12
46
4
64

Введение в робототехнику
Элементы конструктора
Сборка моделей
Подготовка и защита проектов.
Итого

Введение в робототехнику – 2 часа
Знакомство с ПервоРоботомWeDo, его составляющими частями.
Элементы конструктора – 12 часов
Элементы конструктора ПервоРобот LEGO WeDo: Мотор и ось. Зубчатые колеса. Промежуточное
зубчатое колесо. Шкивы и ремни. Коммутатор, Мотор, Датчик расстояния. Датчик наклона. Датчик
движения
Сборка моделей – 46 часов
Устойчивость LEGO моделей.
Изготовление модели «Танцующие птицы».
Изготовление модели «Голодный аллигатор»
Изготовление модели «Обезьянка – барабанщица»
Изготовление модели «Порхающая птица»
Изготовление модели «Рычащий лев»
Изготовление модели «Умная вертушка»
Подготовка и защита проектов – 4 часа.
Проекты «LEGO». Защита проектов
8

2 класс
№п/п
1
2
3
4

Кол-во часов
2
14
42
6
64

Введение в робототехнику
Элементы конструктора
Сборка моделей
Подготовка и защита проектов
итого

Введение в робототехнику – 2 часа
Знакомство с ПервоРоботомWeDo, его составляющими частями.
Элементы конструктора – 14 часов
Элементы конструктора ПервоРобот LEGO WeDo (LEGO EducationWeDoSoftware): Коммутатор
LEGO USB Hub, Мотор, Датчик наклона, Датчик движения
Сборка моделей – 42 часа
Устойчивость LEGO моделей.
Изготовление модели «Танцующие птицы».
Изготовление модели «Голодный аллигатор»
Изготовление модели «Обезьянка – барабанщица»
Изготовление модели «Порхающая птица»
Изготовление модели «Рычащий лев»
Изготовление модели «Умная вертушка»
Изготовление модели «Лягушка»
Изготовление модели «Спасение от великана»
Изготовление модели «Вратарь»
Изготовление модели «Нападающий»
Изготовление модели «Ликующие болельщики»
Подготовка проектов – 6 часов
Проекты «LEGO». Защита проектов
3 класс
№п/п
1
2
3

Кол-во часов
4
48
12
64

Введение в робототехнику
Сборка моделей
Подготовка и защита проектов
итого

Введение в робототехнику – 4 часа
Знакомство с ПервоРоботомWeDo, его составляющими частями.
Элементы конструктора ПервоРобот LEGO WeDo (LEGO EducationWeDoSoftware): Коммутатор
LEGO USB Hub, Мотор, Датчик наклона, Датчик движения
Сборка моделей – 48 часов
Устойчивость LEGO моделей. Изготовление модели «Танцующие птицы».
Изготовление модели «Автомобиль»
Изготовление модели ««Качели для птиц»
Изготовление модели «Порхающая птица»
Изготовление модели «Карусель»
Изготовление модели «Подъемный кран»
9

Изготовление модели «Непотопляемый парусник»
Изготовление модели «Спасение самолета»
Изготовление модели «Рычащий лев»
Изготовление модели «Умный дом»
Изготовление модели «Нападающий»
Изготовление модели «Ликующие болельщики»
Подготовка проектов – 12 часов
Проекты «LEGO». Защита проектов
4 класс
№п/п
1
2
3
4

Кол-во часов
2
56
6
64

Введение в робототехнику
Конструирование
Подготовка и участие в соревнованиях
итого

Введение в робототехнику – 2 часа.
Правила поведение и техника безопасности в кабинете и при работе с конструктором.
Правило работы с конструктором и электрическими приборами набора LEGO WeDo (с примерами).
Робототехника в России. Демонстрация передовых технологических разработок используемых в
Российской Федерации. Значимость робототехники в учебной дисциплине информатика.
Формы занятий: лекция, беседа, индивидуальная работа, презентация, видеоролик.
Конструирование роботов – 56 часов.
Основы конструирования роботов. Особенности конструирования Lego – роботов.
Устойчивость LEGO моделей.
Изготовление модели «Движущийся автомобиль»
Изготовление модели «Машина уборщица»
Изготовление модели «Робот охотник»
Изготовление модели «Перекидыватель деталей»
Изготовление модели ««Строительный кран»
Изготовление модели «Непотопляемый парусник»
Изготовление модели «Спасение самолета»
Изготовление модели ««Ветряная Мельница»
Изготовление модели ««Большой вентилятор»
Изготовление модели ««Весёлая Карусель»
Изготовление модели ««Волчок»
Подготовка и участие в соревнованиях – 6 часов.

III раздел: Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
1 класс - 64 часа
№
п/п

Наименование разделов и дисциплин

Содержание программного материала
10

Колво

часо
в

1

2

3

4
5
6

7

8

9

10

11

12

13

Введение. Знакомство с конструктором
Лего. Что входит в 9580 Конструктор
ПервоРобот LEGO® WeDo™.
Организация рабочего места. Техника
безопасности
Роботы в нашей жизни. Виды роботов,
применяемые в современном мире.
Первые шаги. Среда конструирования.
Мотор и ось. О сборке и
программировании
Первые шаги. Зубчатые колеса.
Промежуточное зубчатое колесо.
Понижающая и повышающая зубчатая
передача
Первые шаги. Датчик наклона. Шкивы и
ремни
Первые шаги. Перекрестная переменная
передача. Коронное зубчатое колесо
Первые шаги. Снижение скорости.
Увеличение скорости. Датчик
расстояния. Маркировка
Первые шаги. Блок "Прибавить к
экрану". "Вычесть из Экрана"."Начать
при получении письма"
Забавные механизмы (фокус:
естественные науки). Танцующие
птицы. Знакомство с проектом
(установление связей).
Конструирование (сборка)
Забавные механизмы. Танцующие
птицы. Рефлексия (измерения, расчеты,
оценка возможностей модели)
Забавные механизмы. Танцующие
птицы. Рефлексия (создание отчета,
презентации, придумывание сюжета для
представления модели и
программирование модели с более
сложным поведением)

Забавные механизмы (фокус:
естественные науки). Умная вертушка.
Знакомство с проектом (установление
связей) Конструирование (сборка)
Забавные механизмы. Умная вертушка.
Рефлексия (измерения, расчеты, оценка
возможностей модели; создание отчета,
презентации, придумывание сюжета для
представления модели)
Забавные механизмы. Умная вертушка.

Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство детей с конструктором с ЛЕГОдеталями, с цветом ЛЕГО-элементов.
Применение роботов в современном мире: от
детских игрушек, до серьезных научных
исследовательских разработок.
Знакомство с основными составляющими
частями среды конструктора

2

2

Продолжение знакомства детей с
конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГОдеталей, которые похожи на кирпичики, и
вариантами их скреплений.

2

Знакомство с зубчатыми колёсами.
Построение модели, показанной на картинке.
Выработка навыка запуска и остановки
выполнения программы.

2
2
2

Начало составления ЛЕГО-словаря.
Выработка навыка различения деталей в
коробке, умения слушать инструкцию
педагога.

2

2
Сборка и программирование действующей
модели.

2

2
Демонстрация модели.
Составление собственной программы,
демонстрация модели. Использование модели
для выполнения задач, по сути являющихся
упражнениями из курсов естественных наук,
технологии, математики, развития речи.
Сборка и программирование действующей
модели.

2

Демонстрация модели.
Составление собственной программы,
демонстрация модели. Использование модели
для выполнения задач, по сути являющихся
упражнениями из курсов естественных наук,
технологии, математики, развития речи.
11

2

2

Развитие (создание и программирование
модели с более сложным поведением)

14

15

16

17

18

19

20

21
22

23

24

25

Разработка, сборка и программирование
своих моделей

Забавные механизмы (фокус:
естественные науки). Обезьянкабарабанщица. Знакомство с проектом
(установление связей, конструирование
(сборка))
Забавные механизмы. Обезьянкабарабанщица. Рефлексия (измерения,
расчеты, оценка возможностей модели,
придумывание сюжета для
представления модели)
Забавные механизмы. Обезьянкабарабанщица. Развитие (создание и
программирование модели с более
сложным поведением)
Сравнение механизмов. Танцующие
птицы, умная вертушка, обезьянкабарабанщица. (сборка,
программирование, измерения и
расчеты)
Разработка, сборка и программирование
своих моделей

Звери (фокус: технология). Голодный
аллигатор. Знакомство с проектом
(установление связей)
Звери. Голодный аллигатор.
Конструирование (сборка)
Звери. Голодный аллигатор. Рефлексия
(измерения, расчеты, оценка
возможностей модели)
Звери. Голодный аллигатор. Рефлексия
(создание отчета, презентации,
придумывание сюжета для
представления модели)
Звери. Голодный аллигатор. Развитие
(создание и программирование модели с
более сложным поведением)
Сравнение механизмов. Танцующие
птицы, умная вертушка, обезьянкабарабанщица, голодный аллигатор
(сборка, программирование, измерения

Закрепление навыка соединения деталей,
обучение учащихся расположению деталей в
рядах в порядке убывания, развитие
ассоциативного мышления, развитие умения
делать прочную, устойчивую постройку,
умения работы в группе, умения слушать
инструкцию педагога
Сборка и программирование действующей
модели. Демонстрация модели.
Составление собственной программы,
демонстрация модели.
Сборка и программирование действующей
модели.

2

2

Демонстрация модели.
Составление собственной программы,
демонстрация модели. Использование модели
для выполнения задач, по сути являющихся
упражнениями из курсов естественных наук,
технологии, математики, развития речи.
Закрепление навыка соединения деталей,
обучение учащихся расположению деталей в
рядах в порядке убывания, развитие
ассоциативного мышления, развитие умения
делать прочную, устойчивую постройку,
умения работы в группе, умения слушать
инструкцию педагога

Сборка и программирование действующей
модели. Демонстрация модели.
Составление собственной программы,
демонстрация модели.
Сборка и программирование действующей
модели.
Демонстрация модели.
Составление собственной программы,
демонстрация модели. Использование модели
для выполнения задач, по сути являющихся
упражнениями из курсов естественных наук,
технологии, математики, развития речи.
Закрепление навыка соединения деталей,
обучение учащихся расположению деталей в
рядах в порядке убывания, развитие
ассоциативного мышления, развитие умения
делать прочную, устойчивую постройку,
умения работы в группе, умения слушать
инструкцию педагога

12

2

2

2

2

2

2
2

2

2

2

26

27

и расчеты)
Звери (фокус: технология). Рычащий
лев. Знакомство с проектом
(установление связей).
Конструирование (сборка)
Звери. Рычащий лев. Рефлексия
(измерения, расчеты, оценка
возможностей модели, создание отчета,
презентации, придумывание сюжета для
представления модели)

28

Звери. Рычащий лев. Развитие (создание
и программирование модели с более
сложным поведением:
запрограммировать модели для
совместных действий по сценарию
"Мама-львица и львёнок")

29

Звери (фокус: технология). Порхающая
птица. Знакомство с проектом
(установление связей).
Конструирование (сборка)
Звери. Порхающая птица. Рефлексия
(создание отчета, презентации,
придумывание сюжета для
представления модели)
Проект «LEGO и животные». Защита
проектов.

30

31

32

Проект «LEGO и животные». Защита
проектов.
Всего

Сборка и программирование действующей
модели.

2

Демонстрация модели.
Составление собственной программы,
демонстрация модели. Использование модели
для выполнения задач, по сути являющихся
упражнениями из курсов естественных наук,
технологии, математики, развития речи.
Закрепление навыка соединения деталей,
обучение учащихся расположению деталей в
рядах в порядке убывания, развитие
ассоциативного мышления, развитие умения
делать прочную, устойчивую постройку,
умения работы в группе, умения слушать
инструкцию педагога
Сборка и программирование действующей
модели. Демонстрация модели.
Составление собственной программы,
демонстрация модели.

орка и программирование.
Демонстрация проекта. Составление
собственной программы. Использование
модели для выполнения задач, по сути
являющихся упражнениями из курсов
естественных наук, технологии,
математики, развития речи. Защита
проектов.
Защита проектов.

2

2

2

2

2

2
64 ч

2 класс – 64 часа
№

1

Название темы занятия
Введение. Организация рабочего места.
Техника безопасности

Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство детей с конструктором с
ЛЕГО-деталями, с цветом ЛЕГОэлементов.
Применение роботов в современном
мире: от детских игрушек, до серьезных
научных исследовательских разработок.
Продолжение знакомства детей с
конструктором ЛЕГО.

Роботы в нашей жизни. Виды роботов,
применяемые в современном мире.
2

Понижающая зубчатая передача.
Повышающая зубчатая передача. Датчик
13

Колво
часов
2

2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16
17

18

19

20
21

наклона.
Шкивы и ремни. Зубчатые колеса.
Промежуточное зубчатое колесо
Перекрестная переменная передача. Шкивы
и ремни
Снижение скорости. Увеличение скорости.
Датчик расстояния.
Коронное зубчатое колесо. Червячная
зубчатая передача. Кулачок
Блок "Прибавить к экрану" Блок "Вычесть из
Экрана"
Блок "Цикл" Блок "Начать при получении
письма" Маркировка
Забавные механизмы. Танцующие птицы.
Конструирование (сборка)
Забавные механизмы. Обезьянкабарабанщица. Конструирование (сборка)
Звери. Голодный аллигатор.
Конструирование (сборка)
Звери. Рычащий лев. Конструирование
(сборка)
Звери. Порхающая птица. Конструирование
(сборка)
Сравнение механизмов. Танцующие птицы,
умная вертушка, обезьянка-барабанщица,
голодный аллигатор, рычащий лев (сборка,
программирование, измерения и расчеты)

Звери. Лягушка. Разработка, сборка и
программирование своих моделей
Конструирование (сборка) моделей.

Продолжение знакомства с зубчатыми
колёсами. Построение модели,
показанной на картинке. Выработка
навыка запуска и остановки выполнения
программы.
Продолжение составления ЛЕГО-словаря.
Выработка навыка различения деталей в
коробке, умения слушать инструкцию
педагога.

Сборка и программирование
действующей модели.
Демонстрация модели.
Составление собственной программы,
демонстрация модели. Использование
модели для выполнения задач, по сути
являющихся упражнениями из курсов
естественных наук, технологии,
математики, развития речи.

2

2
2
2
2
2
2

Закрепление навыка соединения деталей,
обучение учащихся расположению
деталей в рядах в порядке убывания,
развитие ассоциативного мышления,
развитие умения делать прочную,
устойчивую постройку, умения работы в
группе, умения слушать инструкцию
педагога
Сборка и программирование
действующей модели.

Демонстрация модели. Составление
собственной программы, демонстрация
модели. Использование модели для
выполнения задач, по сути являющихся
упражнениями из курсов технологии,
14

2

2

Закрепление навыка соединения деталей,
развитие умения делать прочную,
устойчивую постройку, умения работы в
группе, умения слушать инструкцию
педагога
Сборка и программирование
действующей модели.

Футбол. Нападающий. Разработка, сборка и
программирование своих моделей
Конструирование (сборка).
Футбол. Нападающий. Рефлексия
(измерения, расчеты, оценка возможностей
модели)
Футбол. Вратарь. Конструирование (сборка)
Футбол. Вратарь. Рефлексия (измерения,

2

2

Демонстрация модели. Составление
собственной программы, демонстрация
модели. Использование модели для
выполнения задач, по сути являющихся
упражнениями из курсов естественных
наук, развития речи.

Звери. Лягушка. Рефлексия (измерения,
расчеты, оценка возможностей модели,
программирование)

2

2
2
2

2

2

2
2

22

23

24

25

26
27

28

29

30
31
32

расчеты, оценка возможностей модели)
Сравнение механизмов: нападающий,
вратарь (сборка, программирование,
измерения и расчеты)

математики, развития речи.
Закрепление навыка соединения деталей,
обучение учащихся расположению
деталей в рядах в порядке убывания,
развитие ассоциативного мышления,
развитие умения делать прочную,
устойчивую постройку, умения работы в
группе, умения слушать инструкцию
педагога
Сборка и программирование
действующей модели.

Футбол (фокус: математика). Ликующие
болельщики. Знакомство с проектом
(установление связей). Конструирование
(сборка)
Футбол. Ликующие болельщики. Рефлексия
(измерения, расчеты, оценка возможностей
модели)
Футбол. Ликующие болельщики. Развитие
(создание и программирование модели с
более сложным поведением)

Демонстрация модели. Составление
собственной программы, демонстрация
модели. Использование модели для
выполнения задач, по сути являющихся
упражнениями из курсов технологии,
математики, развития речи.

Приключения. Разработка, сборка и
программирование своих моделей
Приключения. Спасение от великана.
Знакомство с проектом (установление
связей). Конструирование (сборка)
Приключения. Спасение от великана.
Рефлексия (измерения, расчеты, оценка
возможностей модели). Развитие (создание и
программирование модели с более сложным
поведением, написание и обыгрывание
сценария пробуждение великана)
Приключения. Спасение от великана.
Развитие (создание и программирование
модели с более сложным поведением:
создание модели волшебной палочки с
датчиком наклона, составление и
обыгрывание рассказа "Волшебная палочка и
великан")
Проект «LEGO и приключения». Защита
проектов.
Проект «LEGO и животные». Защита
проектов.
Проект «LEGO и спорт». Защита проектов.

Всего

Закрепление навыка соединения деталей,
обучение учащихся расположению
деталей в рядах в порядке убывания,
развитие ассоциативного мышления,
развитие умения делать прочную,
устойчивую постройку, умения работы в
группе, умения слушать инструкцию
педагога
Сборка и программирование
действующей модели.
Демонстрация модели.
Составление собственной программы,
демонстрация модели. Использование
модели для выполнения задач, по сути
являющихся упражнениями из курсов
естественных наук, технологии,
математики, развития речи.

2

2

2

2

2
2

2

Закрепление навыка соединения деталей,
обучение учащихся расположению
деталей в рядах в порядке убывания,
развитие ассоциативного мышления,
развитие умения делать прочную,
устойчивую постройку, умения работы в
группе, умения слушать инструкцию
педагога
Сборка и программирование.

2

Демонстрация проекта. Составление
собственной программы. Использование
модели для выполнения задач, по сути
являющихся упражнениями из курсов
естественных наук, технологии,
математики, развития речи. Защита
проектов.

2

2

2

64
15

часа

3 класс -64 часа
№
п/п

1.

2.

3.
4.

Содержание программного
материала

Наименование разделов и дисциплин

Инструктаж по технике безопасности.
Продолжение знакомства детей с
конструктором ЛЕГО, с формой ЛЕГОдеталей, которые похожи на кирпичики,
и вариантами их скреплений.

Введение в робототехнику. Техника
безопасности и организация рабочего места в
кабинете информатики. Знакомство с
ПервоРоботомWeDo, его составляющими
частями.
Элементы конструктора ПервоРобот LEGO
WeDo (LEGO EducationWeDoSoftware):
Коммутатор LEGO USB Hub, Мотор, Датчик
наклона, Датчик движения..
Устойчивость LEGO моделей. Изготовление
модели «Стрекоза».
Устойчивость LEGO моделей. Изготовление
модели «Стрекоза».

Начало составления ЛЕГО-словаря.
Выработка навыка различения деталей
в коробке, умения слушать инструкцию
педагога.

Колво
часов

2

2
2

Сборка и программирование
действующей модели.

2

5.

Изготовление модели «Карусель»

2

6.

Изготовление модели «Карусель»

2

7.

Изготовление модели «Автомобиль»

8.

Изготовление модели «Автомобиль»

9.

Изготовление модели «Порхающая птица»

Демонстрация модели.

2
2
2

Составление собственной программы,
демонстрация модели. Использование
модели для выполнения задач, по сути
являющихся упражнениями из курсов
естественных наук, технологии,
математики, развития речи.

10. Изготовление модели «Порхающая птица»
11. Изготовление модели «Рычащий лев»
12. Изготовление модели «Рычащий лев»

2
2
2

13. Изготовление модели «Умный дом»

2

14. Изготовление модели «Умный дом»

2

15. Изготовление модели «Подъемный кран»

2

16. Изготовление модели «Подъемный кран»
17. Изготовление модели «Спасение самолета»
18. Изготовление модели «Спасение самолета»
19. Изготовление модели «Спасение от великана»
20. Изготовление модели «Спасение от великана»
16

Закрепление навыка соединения
деталей, обучение учащихся
расположению деталей в рядах в
порядке убывания, развитие
ассоциативного мышления, развитие
умения делать прочную, устойчивую
постройку, умения работы в группе,
умения слушать инструкцию педагога

2
2
2
2
2

Изготовление модели «Непотопляемый
парусник»
Изготовление модели «Непотопляемый
22.
парусник»

2

23. Изготовление модели «Качели для птиц»

2

24. Изготовление модели «Качели для птиц»

2

25. Изготовление модели «Ликующие болельщики»

2

26. Изготовление модели «Ликующие болельщики»

2

21.

2

Подготовка и защита проектов – 12 часов
2

27. Проект «LEGO и животные».
28. Проект «LEGO и животные». Защита проектов.

Демонстрация проекта. Составление
собственной программы.
Использование модели для выполнения
задач и упражнений из курсов
естественных наук, технологии,
математики, развития речи. Защита
проектов.

29. Проект «LEGO и спорт».
30. Проект «LEGO и спорт». Защита проектов.
31.

Сборка и программирование.

Проект «LEGO и строительство». Защита
проектов.

32. Проект «LEGO и транспорт». Защита проектов.
Итого:

2
2
2
2
2
64

4 класс – 64 часа
№
п/п

1

2
3

4

Наименование разделов и дисциплин
Содержание программного материала
Введение в робототехнику – 2 ч.
Инструктаж по технике безопасности.
Введение в робототехнику. История
Демонстрация передовых технологических
развития робототехники. Введение
разработок, представляемых в Токио на
понятия «робот». Классификация
роботов. Значимость робототехники в Международной выставке роботов. История
робототехники, от глубокой древности до наших
учебной дисциплине информатика.
дней. Определение понятия «робота».
Классификация роботов по назначению.
Соревнования роботов.

Конструирование роботов – 56 ч.
Сборка и программирование действующей
Изготовление модели «Движущийся
модели.
автомобиль»
Изготовление модели «Движущийся
Демонстрация модели.
автомобиль» Рефлексия (создание
отчета, презентации, придумывание
Составление собственной программы,
сюжета для представления модели)
демонстрация модели.
Изготовление модели «Движущийся
автомобиль» Развитие (создание и
Использование модели для выполнения задач,
программирование модели с более
по сути являющихся упражнениями из курсов
сложным поведением)
17

Колво
часов

2

2
2

2

5
6

7

8
9
10

11
12

13

14
15

16
17

18

19
20
21

Изготовление модели «Машина
уборщица»
Изготовление модели «Машина
уборщица» Рефлексия (создание
отчета, презентации, придумывание
сюжета для представления модели)
Изготовление модели «Машина
уборщица» Развитие (создание и
программирование модели с более
сложным поведением)
Разработка, сборка и
программирование своих моделей
Изготовление модели
«Перекидыватель деталей»
Изготовление модели
«Перекидыватель деталей» Рефлексия
(создание отчета, презентации,
придумывание сюжета для
представления модели)
Изготовление модели «Строительный
кран»
Изготовление модели «Строительный
кран» Рефлексия (создание отчета,
презентации, придумывание сюжета
для представления модели)
Сравнение механизмов.
«Строительный кран»,
«Перекидыватель деталей», «Машина
уборщица» (сборка,
программирование, измерения и
расчеты)
Изготовление модели «Робот
охотник»
Изготовление модели «Робот
охотник» Рефлексия (создание отчета,
программирование, придумывание
сюжета для представления модели)
Изготовление модели «Весёлая
Карусель»
Изготовление модели «Весёлая
Карусель» (создание отчета и
программы, придумывание сюжета
для представления модели)
Изготовление модели «Весёлая
Карусель» Развитие (создание и
программирование модели с более
сложным поведением)
Разработка, сборка и
программирование своих моделей
Изготовление модели «Большой
вентилятор»
Изготовление модели «Большой
вентилятор» Рефлексия (создание

естественных наук, технологии, математики,
развития речи.
Закрепление навыка соединения деталей,
обучение учащихся расположению деталей в
рядах в порядке убывания, развитие
ассоциативного мышления, развитие умения
делать прочную, устойчивую постройку,
умения работы в группе, умения слушать
инструкцию педагога.
Знакомство детей с панелью инструментов,
функциональными командами; составление
программ в режиме Конструирования.

2
2

2

2
2

Сборка и программирование действующей
модели. Демонстрация модели.

2

Составление собственной программы,
демонстрация модели.

2
2

2

Знакомство с мотором. Построение модели,
показанной на картинке. Выработка навыка
поворота изображений и подсоединения мотора
к ЛЕГО-коммутатору.
Сборка и программирование действующей
модели.
Демонстрация модели.

2
2

2
2

Составление собственной программы,
демонстрация модели.
Использование модели для выполнения задач,
по сути являющихся упражнениями из курсов
естественных наук, технологии, математики,
развития речи.
Сборка и программирование действующей
модели. Демонстрация модели. Составление
собственной программы, демонстрация модели.
Знакомство с зубчатыми колёсами. Построение
модели, показанной на картинке. Выработка
навыка запуска и остановки выполнения
программы.
18

2

2
2
2

22

23

24

25

26

27

28

29

отчета, программирование,
придумывание сюжета для
представления модели)
Изготовление модели
Комбинированная модель «Ветряная
Мельница»
Изготовление модели
Комбинированная модель «Ветряная
Мельница» Рефлексия (создание
отчета, программирование,
придумывание сюжета для
представления модели)
Разработка, сборка и
программирование своих моделей
Изготовление модели универсальный
«Волчок» с простым автоматическим
пусковым устройством.
Изготовление модели «Волчок»
Рефлексия (создание отчета,
программирование, придумывание
сюжета для представления модели)
Разработка, сборка и
программирование своих моделей
Творческий проект «Автомобиль
будущего»

Сборка и программирование действующей
модели.
Демонстрация модели.
Составление собственной программы,
демонстрация модели.

2

Использование модели для выполнения задач,
по сути являющихся упражнениями из курсов
естественных наук, технологии, математики,
развития речи.

Сборка и программирование действующей
модели. Демонстрация модели.
Составление собственной программы,
демонстрация модели.
Сборка и программирование действующей
модели. Демонстрация модели.
Составление собственной программы,
демонстрация модели.

2

Сборка и программирование действующей
модели. Демонстрация модели.
Составление собственной программы,
демонстрация модели.
Сборка и программирование.

2

Демонстрация проекта. Составление
собственной программы. Использование
модели для выполнения задач, по сути
являющихся упражнениями из курсов
естественных наук, технологии,
математики, развития речи. Защита
проектов.
Сборка и программирование действующей
модели. Демонстрация модели.
Составление собственной программы,
демонстрация модели. Защита проектов.

Творческий проект «Измеритель
скорости ветра»

2

2

2

2

2

Подготовка к соревнованиям – 6 ч.
30

Соревнование на скорость по
строительству пройденных моделей

31

Соревнование на скорость по
строительству пройденных моделей

32

Соревнования

Сборка и программирование.
Демонстрация проекта. Составление
собственной программы.
Использование модели для выполнения
задач и упражнений из курсов
естественных наук, технологии,
математики, развития речи.
Защита проектов.

Всего

2

2

2
64

19

КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Для управления качеством программы внеурочной деятельности осуществляется входящий,
текущий, промежуточный и итоговый контроль над достижением планируемых результатов.
Входящий контроль проводится в форме беседы в начале учебного года для определения уровня
знаний и умений детей на момент начала освоения программы.
Текущий контроль проводится в течение всего учебного года для определения степени усвоения
обучающимися учебного материала, определения готовности детей к восприятию нового материала,
повышения мотивации к освоению программы; выявление детей, отстающих и опережающих
обучение; подбора наиболее эффективных методов и средств обучения для достижения планируемых
результатов. Формой контроля является педагогическое наблюдение.
Промежуточный контроль проводится по окончании первого полугодия (в декабре). В ходе
промежуточного контроля идет определение степени усвоения обучающимися учебного материала.
Контроль осуществляется в форме тестирования.
Итоговый контроль проводится по итогам освоения программы в целом для определения изменения
уровня развития детей, их творческих способностей, определения образовательных результатов.
Итоговый контроль осуществляется в форме защиты творческого проекта

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебный кабинет, соответствующий санитарно-эпидемиологическим нормам.
Наборы для конструирования робототехники LEGO Education . Дополнительный набор для
конструирования робототехники LEGO Education. Ноутбуки.
Комплект мебели - 1
Стол ученический 2-ух местный. Стул ученический.
Стол для сборки роботов.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:
1. Белиовская Л.Г., Белиовский А.Е. Программируем микрокомпьютер NXT в LabVIEW. – М.: ДМК,
2010, 278 стр.;
2. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group,
перевод ИНТ, - 87 с., илл.
3. Книга для учителя по работе с конструктором Перворобот LEGO ® WeDo™ (LEGO Education
WeDo).
4. ЛЕГО-лаборатория (Control Lab):Справочное пособие, - М.: ИНТ, 1998, 150 стр.
5. Применение учебного оборудования. Видеоматериалы. – М.: ПКГ
«РОС», 2012;
6. Программное обеспечение LEGO Education NXT v.2.1.,2012;

20

7. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно- методическое пособие. – СПб, 2001,
59 стр.
8. Чехлова А. В., Якушкин П. А.«Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных
технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001г.

Литература для обучающихся:
1. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального
мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
2. Ньютон С. Брага. Создание роботов в домашних условиях. – М.: NT Press, 2007, 345 стр.;
3. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010, 195 стр.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».