РП ЦТР Наука в опытах и экспериментах

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БЫНЬГИ

ПРИНЯТО:
педагогическим советом
Протокол № 1
от «29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ с. Быньги
_______________С. А. Иванцова
«31» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Наука в опытах и экспериментах»
ДЛЯ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОДИН ГОД ОБУЧЕНИЯ

Составитель: Гречухина Зинаида Юрьвна,
педагог дополнительного образования
МАОУ СОШ с. Быньги

с.Быньги 2023 г.
1

2

Аннотация
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наука в опытах и экспериментах»
Направленность: естественнонаучная
Цель программы: создание условий для формирования у школьников поисково- познавательной деятельности, которая бы
позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности,
но и дать возможность им через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя - «ученого».
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Продолжительность реализации программы: 1 год
Режим занятий: 1 раза в неделю по 2 часа
Форма организации процесса обучения: учебное занятие
Краткое содержание: в программе «Наука в опытах и экспериментах» содержание состоит из двух модулей. В разделы
первого модуля включены – «Нескучная биология» и «Занимательная химия»; второго модуля – «Физика без формул»,
«Загадочная астрономия», «Увлекательная география», «Важная экология». Ребята узнают, что изучает каждая из наук, а так
же изучат свойства различных веществ, поработают с лабораторным оборудованием и химическими реактивами, совершат
открытия, как настоящие учёные. Многие природные явления благодаря простейшим и в то же время забавным опытам
станут для юных «учёных» более понятными и привлекательными. Например, создавая облако в бутылке, ребята узнают, как
в природе образуются облака. Каждый эксперимент – это ответ на вопрос из мира детства: «Как растения пьют воду?»,
«Почему кипит вода?», «Что такое круговорот воды в природе?» и др. Исследование природы научит детей наблюдать,
предполагать, работать в команде, формировать собственное мнение. В течение учебного года, делая на занятиях то или иное
открытие, каждый ребёнок самостоятельно определяется с индивидуальной темой исследования, эта работа проводится
индивидуально в зависимости от потребностей исследователя.
Ожидаемый результат:

Обучающиеся будут знать:
3








правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;
названия и правила пользования приборов – помощников при проведении опытов;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
основные физические, химические, географические, астрономические, экологические понятия;
свойства и явления природы;
основные этапы организации проектно - исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор
проекта, работа над ним, презентация)


Обучающиеся будут уметь:
 применять на практике изученный теоретический материал и применять его при проведении опытов и экспериментов с
объектами живой и неживой природы;
 пользоваться оборудованием для проведения опытов и экспериментов;
 вести наблюдения за окружающей природой;
 планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
 выделять объект исследования, разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
 работать в группе.
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
 любовь к природе;
 ответственное отношение к окружающей среде;
 доброжелательность к живым существам;
 стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
4

Пояснительная записка
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных
содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим
требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность, основанная на возросших требованиях к
универсальности знаний. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода
исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Наша программа помогает ребенку освоить азы
экспериментальной работы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и
любознательность, формирует интерес к природе, к исследованиям. Экспериментальная деятельность школьников является
одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование
самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение
экспериментов, анализ полученных результатов). Представленная в программе система разнообразных опытов и
экспериментов способствует формированию целеустремленности, развитию творческих способностей и предпосылок
логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе экспериментирования, помогает сформировать навыки
безопасного поведения в быту. Использование ИКТ – технологий в процессе освоения программы способствует
формированию особого типа мышления, характеризующегося открытостью и гибкостью по отношению ко всему новому,
умением видеть объекты и явления всесторонне в их взаимосвязи, способностью находить эффективные варианты решения
различных проблем.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций, умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную

5

деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата, интегрирует знания химии, биологии, географии,
позволяя создать положительную мотивацию к обучению, формирует у учащихся экологическую грамотность.)

Программа составлена в соответствии с нормативными документами:
1.
Федеральный Закон №273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями на 7 октября 2022 года) «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №186 от 9 ноября 2018г (с изменениями на 30
сентября 2020 года) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Санитарно-эпидемиологические требования к образовательным организациям, утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28;
4. Приказ министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Программа составлена с использованием материалов опубликованной в сети Интернет программы педагога
дополнительного образования Опалихиной А. А. (г. Великий Устюг)
Актуальность программы. Прежде чем начать детальное изучение наук, необходимо заранее подготовить почву, т.е.
создать «матрицу», которая в дальнейшем будет постепенно заполняться. Хочется отметить, что наиболее важным фактором
в этом процессе являются не столько сами знания, сколько развитие мышления детей. Необходимо научить обучающегося
сравнивать, обобщать, анализировать, и экспериментировать. Когда ребенка побуждают подробно и развернуто объяснять
явления и процессы в природе, то рассуждения превращаются в метод познания и способ решения логических задач.
Поэтому данная программа охватывает систему естественных наук, формируя взаимосвязи между ними. Используя методы
6

моделирования, наблюдения, экспериментирования и проектирования в процессе обучения по данной программе, создаются
связи внутреннего мира ребёнка с окружающей средой. Таким образом, ребёнок устанавливает личностные эмоционально
окрашенные связи с объектами и явлениями окружающего мира.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что ребёнок не просто изучает основы
естественных наук и их взаимосвязи, но и познаёт себя в каждой из них. Такой принцип обучения создаёт в ребёнке
комфортное мироощущение, способствует формированию адекватной самооценки и как следствие, развитию гармоничной
личности.
Новизна программы. Общеизвестно, что основы мировоззрения человека закладываются в детском и раннем школьном
возрасте. Преподавание естественных наук в школе достаточно обширно и предлагает детям начальные сведения из физики,
биологии, географии, экологии и астрономии. Однако, не смотря на объединяющий в себе все эти элементы естественных
наук учебник, используемый в начальной школе, научные факты изучаются каждый в отдельности, при этом практически не
выделяются взаимосвязи между ними. Обучение в школе часто опирается на заучивание большого количества фактического
материала, при этом новые факты часто не связаны с повседневным опытом школьника. В дополнение к школьному курсу в
данной программе широко используется проектная деятельность и способность учащимся устанавливать межпредметные
связи. Это дает ребенку возможность почувствовать себя активным участником в окружающих его природных процессах найти свое место в мироздании. Такой подход к обучению поддерживает и развивает естественную любознательность
школьников.
Отличительная особенность данной программы заключается в том, что основной задачей является формирование
умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения через поисково-исследовательскую деятельность, что
является необходимым условием полноценного развития ребенка, играет неоценимую роль в формировании детской
личности. Программа составлена на основе материала взятого из серии книг «Простая наука для детей»

7

Цель программы: создание условий для формирования у младших школьников поисково- познавательной
деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об
окружающей действительности, но и дать возможность им через эксперимент взять на себя новые социальные роли:
лаборанта, исследователя - «ученого».
Задачи программы:
Обучающие задачи:
* расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей
наук: физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии;
* расширить знания у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;
* дать представление о химических свойствах веществ;
* познакомить с основными географическими понятиями и явлениями;
* расширить знания об экологии и экологической ситуации Свердловской области;
* научить выделять в любом природном процессе взаимосвязи;
* формировать умение сделать выводы из проведенных опытов и экспериментов;
* расширить знания в области исследовательской и проектной деятельности.
Развивающие задачи:
 развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность, логическое мышление при самостоятельной работе;
 развивать самостоятельное мышление в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации;
 развивать ораторских способностей, артистические и эмоциональные качества при выполнении проектной работы;
 развивать интерес к творческой и исследовательской деятельности, исходя из индивидуальных способностей ребёнка.
Воспитательные задачи:
 воспитывать бережное отношение к природе.
8

 воспитывать чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями;
 прививать принципы творческой деятельности и научно-исследовательского подхода в общении с окружающими как
способы самореализации и самопознания;
 способствовать развитию коллективного сотрудничества для достижения единой цели.

Возрастной диапазон освоения программы: 7 – 10 лет
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
Возраст детей и их психологические особенности:
Возрастная группа (7-8 лет):
В этот период в организме ребенка происходит физиологический сдвиг (резкий скачок, сопровождаемый бурным ростом
тела и внутренних органов). Это в свою очередь приводит к повышению утомляемости, ранимости ребенка. Во время
занятий детей нельзя торопить и подгонять, тем самым, показывая им, что они не умеют работать. Ребенок может замкнуться
в себе, потерять интерес к занятиям.
Параллельно с учебной деятельностью ребенок вливается в новый коллектив, включается в процесс межличностного
взаимодействия со сверстниками и педагогом. Младшие школьники активно овладевают навыками общения. В этот период
происходит установление дружеских контактов, приобретение навыков взаимодействия со сверстниками. Дети в основном
спокойны, они доверчиво и открыто относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки.
Возрастная группа (9-10 лет):
9-10 лет – период отрочества, важнейшие специфические черты которого проявляются в стремлении к общению со
сверстниками, появлении в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность,
независимость.
9

Стремление детей овладеть различными умениями способствует развитию чувства собственной умелости,
компетентности и полноценности.
Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого
произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление,
усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления. Идет становление нового
уровня самосознания, который выражается в стремлении понять себя, свои возможности, свое сходство с другими детьми и
свою неповторимость.
Срок реализации - 1 год.
Наполняемость группы – 10-12 человек.
Особенности набора детей: набор на обучение по программе - свободный, по желанию ребенка и с согласия
родителей.
Состав группы постоянный. В течение года возможен дополнительный прием детей после собеседования на свободные
места.
Режим занятий.
Занятия проводятся в группах по 2 часа, с перерывом 10 минут между занятий.
В процессе обучения используется такие формы занятий как: комбинированное, практическое, беседа, опыты,
эксперименты, вводное, итоговое.
В данной программе отдается предпочтение таким формам, методам обучения, которые:
стимулируют обучающихся к постоянному пополнению знаний (беседы, викторины, олимпиады и т.д.);
способствуют развитию творческого мышления, методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений:
анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа,
наблюдения, опыт, эксперимент, лабораторные и практические работы;
10

обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления обучающихся (проектные
работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений).

Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Обучающиеся будут знать:







правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов;
названия и правила пользования приборов – помощников при проведении опытов;
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
основные физические, химические, географические, астрономические, экологические понятия;
свойства и явления природы;
основные этапы организации проектно - исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор
проекта, работа над ним, презентация)

Обучающиеся будут уметь:
 применять на практике изученный теоретический материал и применять его при проведении опытов и экспериментов с
объектами живой и неживой природы;
 пользоваться оборудованием для проведения опытов и экспериментов;
 вести наблюдения за окружающей природой;
 планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
 выделять объект исследования, разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
 работать в группе.
11

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей данной программе.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
Время проведения
В начале учебного года

В течение всего учебного года

В конце большой темы, полугодия.

Цель проведения
Формы контроля
Входной контроль
Определение уровня развития детей, их Тест
творческих способностей
Текущий контроль
Определение
степени
усвоения Педагогическое наблюдение
обучающимися
учебного
материала.
Определение
готовности
детей
к
восприятию
нового
материала.
Повышение
ответственности
и
заинтересованности детей в обучении.
Подбор наиболее эффективных методов и
средств обучения.

Промежуточный контроль
Определение
степени
усвоения Олимпиада
обучающимися
учебного
материала.
Определение результатов обучения.
Итоговый контроль

12

В конце учебного года по Определение изменения уровня развития Защита творческого проекта
окончании обучения по программе детей, их творческих способностей.
Определение
результатов
обучения.
Ориентирование учащихся на дальнейшее
(в том числе самостоятельное) обучение.
Получение
сведений
для
совершенствования общеобразовательной
программы и методов обучения.

Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:
Приобретение практических навыков;
Активная жизненная позиция детей;
Разумное отношение к своему здоровью;
Сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;
Выбор личных, жизненных приоритетов.

13

Календарный учебный график
1.Продолжительность учебного года (Учебный календарь на 2023-2024 год Министерства образования)

Начало учебного года:
1 сентября (пятница) 2023 г. «День Знаний»
Окончание учебного года:
25 мая 2024 г. (1, 9, 11 классы)
31 мая 2024 г. (2-8, 10 классы)
Продолжительность учебного года:
в 1 классе – 33 недели (165 учебных дней)
во 2-11 классах –34 недели (170 учебный день)
Праздничные дни:
4 ноября – День народного единства
23 февраля – День защитника Отечества
8 марта – Международный женский день
1 мая – День весны и труда
14

9 мая – День Победы
Учебный календарь на 2023 — 2024
Первая четверть в 2023 году
Первая четверть начнётся 1 сентября 2023 года и завершится 27 октября 2023.
Продолжительность 1 четверти — 59 дней.
Учебных дней в 1 четверти — 40 дней.
Выходных дней — 18 дней.
Осенние каникулы в 2023 году
Между 1 и 2 четвертью предусмотрены осенние каникулы. Они продлятся 7 дней: с 30 октября по 5 ноября 2023 года.
Вторая четверть в 2023 году
Вторая четверть продлится с 6 ноября по 31 декабря 2023 года.
Продолжительность 2 четверти — 56 дней.
Учебных дней в 2 четверти — 35 дней.
Выходных дней — 16 дней.
Зимние каникулы в 2024 году
Зимние каникулы начнутся 1 января и закончатся 7 января 2024 года.
15

Третья четверть в 2024 году
Третья четверть учебного года начнётся 8 января 2024 и завершится 24 марта 2024 года.
Продолжительность 3 четверти — 77 дней.
Учебных дней в 3 четверти — 53 дней.
Выходных дней — 24 дня.
Дополнительные каникулы для 1 классов в 2024 году
Для учащихся 1 классов в 3 четверти 2023-2024 учебного года проводятся дополнительные зимние каникулы с 19 по 25
февраля 2024 года.
Весенние каникулы в 2024 году
Весенние каникулы начнутся 25 марта и продлятся до 31 марта 2024 года. Продолжительность весенних каникул
составит 7 дней.
Четвёртая четверть в 2024 году
Четвертая четверть 2023-2024 учебного года начнется 1 апреля и закончится 25 мая 2024 года для учеников 1, 9, 11 классов и
31 мая 2024 года для учеников 2-8 и 10 классов.
Продолжительность 4 четверти — 55 дней (61 день).
Учебных дней в 4 четверти — 36 дней (41 день).
Выходных дней — 18 дней (20 дней).
16

Летние каникулы в 2024 году
Летние трёхмесячные каникулы в 2024 году начнутся с 26 мая для учеников 1, 9 и 11 классов и с 1 июня для учеников 2-8 и 10
классов и продолжатся до 31 августа.

Учебный план
Модуль
I модуль «Занимательные науки»

Всего
34

Количество часов
Теория
Практика
17
17

1.1.Введение в образовательную программу

2

1

1

1.2.Нескучная биология
1.3.Занимательная химия
2.1.Физика без формул
2.2.Загадочная астрономия

12
20
34
16
6

6
10
17
8
3

6
10
17
8
3

2.3.Увлекательная география

6

3

3

2.4.Важная экология
2.5.Итоговые занятия
Итого за год

4
2
68

2
1
34

2
1
34

II модуль

17

1 модуль:
А) начало – 4-8 сентября 2023
Б) окончание -29 декабря 2023
2-й модуль:
А) начало - 9 января 2024
Б) окончание - 28 мая 2024
2. Количество учебных недель - 34,
1 модуль - 4 месяца/15,5 недель;
2 модуль - 5 месяцев / 18,5 недель
3. Сроки летних каникул- 1июня-31 августа
4. Занятия в объединении проводятся в соответствии с расписанием занятий.
5.Продолжительность занятия для обучающихся младшего школьного возраста – 40 минут. Перерыв между занятиями
составляет 10 минут.
6. Входной контроль проводится в сентябре и январе.
18

7.Промежуточная аттестация обучающихся проводится в ноябре и апреле.
8.Итоговая аттестация в декабре и мае.

19

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (68 часов)
Общее
кол-во
часов

Теоретических

Практических

34

17

17

2

1

1

1.2.Нескучная биология

12

6

6

3-4

Что такое биология? Микробиология (Опыт – «Пациент, скорее жив?»)(Опыт –
«Почему нужно мыть руки?» и «Взаимоотношение бактерий и плесени»)

2

1

1

5-6

Растения и свет. Фотосинтез (Опыт – «Листописание»),(Опыт – «Тормоз для
растения»)

2

1

1

7-8

Движение растений. Превращение побегов и корней(Опыт – «Лабиринт для
картошки»),(Эксперименты с проращиванием семян)

2

1

1

9-10 Как изучать зверей? (Опыт – «Собираем коллекцию следов»)

2

1

1

11-12 Холоднокровные и теплокровные (Опыт – «Почему не мерзнут киты?» и «Шмель и
муха»)

2

1

1

13-14 Кто как двигается? (Опыт – «Как ползает улитка?»)

2

1

1

20

10

10

2

1

№

Наименование разделов и тем

I модуль «Занимательные науки»
1.1.Введение в образовательную программу
1-2

Вводное занятие. Ознакомление с программой. Инструктажи. ТБ.

1.3.Занимательная химия
15-16 Что изучает химия? (Задание –Химия вокруг нас).Состояние и молекулярное
строение вещества (Опыт – «Движение молекул жидкости»)

1
20

17-18 Превращение вещества (Опыт – «Коллекция кристаллов»).Химические реакции
(Опыт – «Взрыв в пакете»)

2

1

1

19-20 Кристаллы (Опыт - «Хрустальные» яйца)

2

1

1

21-22 Катализаторы и ингибиторы (Опыт – «Летающие баночки»),(Опыт – «Пенный
фонтан» и «Суперпена»).Суспензия (Опыт – «Хитрый силикон»)

2

1

1

23-24 Смешение веществ (Опыт – «Механическое разделение смеси при помощи
воздушного шарика»)

2

1

1

25-26 Вода (Опыт – «Кипение» холодной воды»).Раствор (Опыт – «Исчезающий сахар»)

2

1

1

27-28 Коллоидный раствор (Опыт – «Съедобный клей»). Эмульсия (Опыт – «Смесь масла и
воды»)

2

1

1

29-30 Кислоты и щелочи (Опыт – «Домашний лимонад»), (Опыт – «Резиновое яйцо»), Опыт
– «Невидимая кола»)

2

1

1

31-32 Индикаторы (Опыт – «Натуральный индикатор кислотности» и «Умный йод»)

2

1

1

33-34 Мыло (Опыт – «Цветные фантазии»).Углерод (Опыт – «Серебряное яйцо» и
«Получение углерода из листьев растений»). (Опыт – «Свечка и магический стакан»)

2

1

1

II модуль «Волшебные чудеса науки»

34

17

17

2.1.Физика без формул

16

8

8

35-36 Что такое физика? (Задание – физические явления вокруг меня). Физические
величины (Задание – Вспомнить устойчивые выражения со старинными мерами)

2

1

1

37-38 Вещество и поле (Опыт – «Как «увидеть» поле?» и «Всегда ли можно верить
компасу?»).Электрическое поле (Опыт – «Обнаружение электрического поля» и
«Собираем электроскоп»)

2

1

1

Промежуточная аттестация (Олимпиада) (КАНИКУЛЫ)

21

39-40 Основные состояния вещества (Опыт – «Что идет из чайника?» и «Испарение
твердых веществ»)

2

1

1

41-42 Температура (Задания с термометром). Давление (Опыт - «Ныряльщик Декарта»)

2

1

1

43-44 Сила (Опыт – «Перетягивание стула»).Центробежная «сила» (Опыт – «Сила в
бессилии»)

2

1

1

45-46 Инерция (Опыт – «Инертный фолиант» и «Кто дальше?»)

2

1

1

47-48 Энергия (Опыт – «Потенциальная и кинетическая энергия» и «Куда «исчезает»
механическая энергия?»)

2

1

1

49-50 Масса и вес (Опыт – «Веса и чудеса» и «Невесомость без орбиты»)

2

1

1

2.2.Загадочная астрономия

6

3

3

51-52 Что изучает астрономия? (Задание сделать макет Солнечной системы).Орбиты (Опыт
– «Как нарисовать эллипс»). Смена времен года (Опыт – «Смена времен года при
помощи глобуса и лампы»)

2

1

1

53-54 Иллюзия луны (Опыт – «Велика ли Луна?»). Почему Луна не падает на Землю?
(Опыт – «Луна и Земля»)

2

1

1

55-56 Звездное небо над головой (Изучаем карту звездного неба). Движение звезд (Опыт
«Звезды – соседи»). Кометы и метеориты (Опыт – «Куда направлен хвост кометы?»)

2

1

1

2.3.Увлекательная география

6

3

3

57-58 Что изучает география? (Работа с глобусом и картой). Великие географические
открытия (Работа с научно - познавательной литературой, фильм про географические
открытия)

2

1

1

59-60 Планете имя – океан. Голубая планета Земля (Эксперимент – «Голубое небо»).
Материки и страны (работа с контурными картами)

2

1

1

22

61-62 Метеорология – наука о погоде (Опыт – «Облако в бутылке»). Почему идет дождь?
(Опыт – «Круговорот воды в природе»). Как появились вулканы? (Опыт –
«Извержение вулкана»)

2

1

1

4

2

2

2

1

1

2.5.Итоговые занятия

6

1

5

67-68 Итоговая аттестация (тест).Показательное выступление обучающихся «Волшебные
чудеса науки»

2

2.4.Важная экология
63-64 Экология – наука о доме. Живой мир родного села. Проблемы охраны природы.
(экскурсия)
65-66 Наш край. Заповедные места Свердловской области (работа с картой и литературными
источниками)

Всего

68

2

34

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 часов)
Содержание занятий для I модуля:
1.1.Введение в образовательную программу
Теоретическая часть. Знакомство детей с целями и задачами объединения, с правилами поведения при проведении
опытов, экспериментов, наблюдений; техника безопасности.
Практическая часть. Виртуальная экскурсия в живой уголок, показ фильма «Травматизм» и его обсуждение.
1.2.Нескучная биология
Теоретическая часть. Удивительная наука – биология. Основные термины. Ученые и первооткрыватели в области
биологии. Живые и неживые организмы. Органические вещества: белки, жиры, углеводы. Микробиология - бактерии и
23

плесень. Микроскоп, его строение. Строение семени. Живая клетка растения и животного. Растительный мир. Опасные и
полезные растения родного края. Как вырастить растение. Животный мир на разных континентах Земли. Местная фауна.
Поведение животных. Опасные животные и насекомые. Как ухаживать за домашним питомцем.
Практическая часть. Опыт «Пациент, скорее, жив?» (Белки и их функции); опыт «Почему нужно мыть руки?» и
«Взаимоотношения бактерий и плесени» (изучение бактерий, микроорганизмов); опыт «Листописание» (фотосинтез); опыт
«Лабиринт для картошки» (свет необходим для фотосинтеза); опыт «Тормоз для растений» (свет в жизни растений); опыт
«Как двигается улитка?» (Приспособления для передвижения); эксперименты с проращиванием семян фасоли; опыт «Почему
не мерзнут киты?» и «Шмель и муха» (отличие холоднокровных и теплокровные животных).
1.3. Занимательная химия
Теоретическая часть. Основные термины химии. Применение химии в повседневной жизни. Основные ученые и
первооткрыватели. Атом. Молекулы. Три состояния веществ; твердое, жидкое и газообразное. Что такое кристаллы. Вода и
ее свойства. Химические реакции: соединения, разложения, замещения. Что такое катализаторы и ингибиторы, и для чего
они нужны. Что такое смесь, раствор, суспензия, коллоидный раствор, эмульсия. Кислоты и щелочи, что это такое и для чего
они нужны. Что такое индикаторы, для чего они нужны. Углерод- важный элемент на Земле.
Практическая часть. Опыт «Движение молекул жидкости» (сравнение движения молекул в холодной и горячей воде);
опыт «Коллекция кристаллов» и «Хрустальные» яйца (состояние веществ); опыт «Кипение холодной воды» (свойства воды);
опыт «Взрыв в пакете» (химические реакции); опыт «Летающие баночки» (реакция с выделением углекислого газа); опыт
«Суперпена» (реакция разложения перекиси водорода»; опыт «Пенный фонтан» (экзотермическая реакция);опыт
«Механическое разделение смеси при помощи воздушного шарика» (разделение соли и молотого перца); опыт «Исчезающий
сахар»(виды смесей и их свойства); опыт «Съедобный клей» (изготавливаем коллоидный раствор»; опыт «Смесь масла и
воды» (изготавливаем эмульсию); опыт «Резиновое яйцо» ( взаимодействие щелочи с кислотой);опыт «Невидимая кола»
(взаимодействие фосфорной кислоты и молока); опыт «Умный йод» (определение содержание крахмала в продуктах); опыт
24

«Цветные фантазии» (строение молекул мыла и их свойства); опыт «Серебряное яйцо» и «Свечка и магический стакан»,
«Получение углерода из листьев растений» (углерод и его свойства)
Ожидаемые результаты по окончанию обучения по I модулю.
Обучающиеся должны знать:
-что изучает биология, как наука;
- растения, их виды, условия необходимые для роста, части растений;
-животные, их виды, среда обитания, условия жизни;
- строение микроскопа, его основные части;
- что изучает химия как наука;
- основные элементы строения вещества - элементарные частицы- атом и молекула;
- агрегатные состояния веществ и их превращения.
Обучающиеся должны уметь:
-отличать ядовитые растения от лекарственных;
- пользоваться справочниками-определителями;
-пользоваться микроскопом самостоятельно;
- проводить самостоятельно простейшие опыты и эксперименты;
-проводить опыты по выращиванию кристаллов в домашних условиях.
Содержание занятий для II модуля:
2.1. Физика без формул
Теоретическая часть. Физика, как наука. Физические приборы, физические величины и физические явления. Силы в
природе – сила трения, сила тяжести, сила выталкивания, аэродинамическая сила. Что такое тепло и как оно передаётся?
25

Электричество. От чего зависит ток? Что такое электромагнитные волны? Магнитное поле. Что такое масса и вес, чем
отличаются друг от друга. Инерция и для чего она нужна.
Практическая часть. Опыт «Как «увидеть» поле?» (Направления магнитного поля, силовые линии); опыт «Всегда ли
можно верить компасу?» (Магнитное поле, действие металлов на компас); опыт «Обнаружение электрического поля»
(наблюдаем электрическое поле); опыт «Собираем электроскоп» (собираем прибор, позволяющий приблизительно измерить
электрический заряд); опыт «Испарение твердых веществ» (состояния веществ, возгонка); опыт «Что идет из чайника?»
(Газообразное состояние веществ); опыт «Перетягивание стула» (сложение сил); опыт «Инертный фолиант» и «Кто дальше?»
(От чего зависит сила инерции); опыт «Сила в бессилии» (центробежная сила); опыт «Потенциальная и кинетическая
энергия» и «Куда «исчезает» энергия» (превращении энергии); опыт «Веса и чудеса» и «Невесомость без орбиты» (масса и
вес движущегося тела); опыт «Вопрос ребром» и «Ныряльщик Декарта» (давление).
2.2. Загадочная астрономия
Теоретическая часть. Что изучает астрономия? Планеты солнечной системы. Какое оно Солнце? Почему светит
Солнце? Температура Солнца. Планеты — дети Солнца. Меркурий — брат Луны. Венера — ядовитый воздух. Марс —
ржавая планета. Мир планет-гигантов. Семья Юпитера. Окольцованный Сатурн со своим семейством. Два брата-близнеца —
Уран и Нептун. В царстве тьмы и холода на Плутоне и Хароне. Комета — снежный дирижабль. Метеоры — «падающие
звезды». Метеориты – инопланетяне в шкафу. Опасные астероиды. Что такое созвездие? Стороны света. Почему звёздное
небо вращается? Вращение Земли – день и ночь. Земля из космоса. Форма Земли. Солнце, Земля и Луна Вращение Земли
вокруг Солнца. Что такое год? Что такое месяц? Времена года. Как меняется природа в разное время года.
Практическая часть. Опыт «Луна и Земля» (центробежная сила); опыт «Как нарисовать эллипс?» (Рисуем орбиту
Земли); опыт «Смена времен года при помощи глобуса и лампы» (смена времен года); опыт «Звезды – соседи» (движение
звезд по кругу); опыт «Перемещение планет» (движение планет); опыт «Куда направлен хвост кометы» (изучаем кометы);
опыт «Откуда летят метеоры?» (Изучаем метеоры и метеориты).
26

2.3.Увлекательная география
Теоретическая часть. Разделы географии (геология, минералогия, картография, метеорология). Тектонические
процессы внутри Земли, землетрясения. Полезные ископаемые. Драгоценные минералы. Географическая карта. Глобус.
Элементы рельефа. Что внутри Земли. Вулканы. Поверхность Земли: материки и океаны. Метеорология – наука о погоде.
Облака. Погодные явления.
Практическая часть. Эксперимент «Голубое небо» (дисперсия – процесс разложения света на спектр); опыт «Облако
в бутылке» (как формируются облака); опыт «Круговорот воды в природе» (процесс постоянного перемещения воды на
Земле); опыт «Как появляется радуга» (преломление солнечных лучей в дождевых каплях); опыт «Разлив нефти в океане»
(влияние нефти на живые организмы); опыт «Почему опасен Айсберг?» (Отрицательная роль айсберга в жизни человека);
опыты с песком и глиной (свойства песка и глины); опыт «Извержение вулкана» (модель вулкана, почему происходит
извержение); работа с научной литературой, контурными картами, глобусом.
2.4.Важная экология
Теоретическая часть. Что такое экология? Экосистема. Как человек зависит от природы? Как ты можешь сохранить
природу? Растительный и животный мир Свердловской области. Растения и животные Свердловской области, занесенные в
Красную книгу. Охраняемые природные территории, памятники природы Невьянского района. Экологические проблемы г.
Невьянска, села Быньги и пути их решения.
Практическая часть. Опыт «Измерение загрязнения воздуха» (измеряем загрязненность воздуха на территории школы и
в помещении); опыт «Изучение проб воды» и «Фильтрация воды» (изучение воды из пруда с. Быньги ); опыты с растениями
– «Фасоль в коробке», «Кислород и фотосинтез», «Роль света, тепла и полива в жизни растений», «Может ли растение
дышать?»; наблюдения и опыты с домашними животными–опыт «Влияние температуры воды на окраску рыб», «Выработка
условных рефлексов у птиц на звуковые сигналы», «Наблюдения за ростом, развитием и формированием поведения
домашнего питомца»; изучение заповедных и охраняемых мест Свердловской области; трудовой десант по очистке
территории школы от мусора.
27

2.5.Итоговые занятия
Теоретическая часть. Подведение итогов работы за год. Подготовка к отчетному выступлению «Волшебные чудеса
науки»
Практическая часть. Итоговая аттестация может быть в виде защиты творческого проекта (дети пишут сами при
небольшой помощи педагога на протяжении изучения II модуля программы). Отчетное показательное выступление
обучающихся «Волшебные чудеса наукию

Ожидаемые результаты по окончанию обучения по II модулю.
Обучающиеся будут знать:
- примеры физических приборов, физические величин и физические явлений, понимать, в чем их отличия;
- от чего зависит сила тяжести;
- что такое тепло и как оно передаётся;
- понятие электричества и электромагнитных волн;
- виды полезных ископаемых и минералов;
- различные стихийные бедствия и способы действия в случае опасности;
- понятие «созвездие», виды небесных светил в порядке удалённости от Земли;
- стороны света;
- принципы ориентирования на карте и глобусе;
- понятие суток, причину смены дня и ночи;
- понятие года и изменения в природе в разные времена года;
- основные слои Земли, материки и океаны Земли;
- основные природные явления.
28

Обучающиеся будут уметь:
- пользоваться картами и глобусом;
- различать на карте элементы рельефа;
- самостоятельно проводить простейшие опыты, эксперименты и наблюдения;
- пользоваться физическим оборудованием;
-самостоятельно пользоваться научной и справочной литературой;
- различать основные созвездия на небе;
- определять стороны света по компасу;
- подготовить проект по выбранной теме, сформулировать гипотезу и задачи для её исследования; защитить свой проект
перед сверстниками.

29

Организационно-педагогические условия и методическое обеспечение программы
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:
-квалифицированные кадры;
-наличие кабинета проектной деятельности;
-библиотечный фонд (энциклопедии и справочники),
-возможность выхода за пределы школы, села;
-наличие разнообразных средств обучения:
-компьютер (ноутбук) с возможностью использования сети Интернета;
-медиа-проектор;
-аудио- и видеоматериалы;
-аудиоаппаратура;
-микроскоп;
-лупы;
-глобус,
-компас,
-географические карты,
-географический атлас,
-термометр,
-химические реактивы (набор)
-лабораторная посуда.
Дидактические и методические материалы:
Наглядный материал (иллюстрации, плакаты, выставочные стенды);
Демонстрационный материал (фотоальбомы, видеофильмы, аудиозаписи);
Научно-популярная литература;
30

Рабочая учебная программа (ДООП)

Основные способы и формы работы с детьми:
Преобладающая форма занятий - групповая.
Групповая (коллективная)форма работы направлена на осознание всем коллективом тех целей и задач, решение которых
требует общих усилий.
Формы работы: коллективные обсуждения, дискуссии и отчеты, экскурсии, творческие дела, трудовые операции, игры,
соревнования и конкурсы.
Активно используются и другие формы занятий:
Индивидуальная форма работы тесно связана с приобщением обучающихся к чтению и реферированию научно-популярной и
специальной литературы, с выполнением наблюдений, проведением экспериментов, и направлена на воспитание у детей
осознания важности личного вклада в сохранение природы, раскрытие возможностей для самореализации и самовоспитания.
Формы работы: объяснение, планирование, консультации, организация совместных наблюдений, опыт описаний,
исследование и работа с научной литературой.
Микрогрупповая форма работы используется в работе с малыми группами из 3 – 4 человек и направлена на воспитание у
воспитанников таких социально значимых качеств: ответственность, способность к сотрудничеству, взаимопомощи и
самореализации.
31

Формы работы: экологические ситуации, наблюдение, исследование, совместные проекты.
Тип занятий - учебно-тренировочный.
Формы обучения младшего школьного и подросткового возраста основам экологии очень разнообразны: это тематические
занятия, практикумы, экскурсии, викторины, участие в экологических акциях, конкурсах и др.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
1.Словесный метод:
Рассказ, беседа, обсуждение;
Инструктаж (правила безопасной работы с инструментами);
Словесные оценки (работы на уроке, практические работы).
2.Метод наглядности:
Наглядные пособия и иллюстрации;
Фото- и видеоматериалы;
Карты, пособия, гербарии, муляжи.
3.Практический метод:
Наблюдения, исследования;
Практические работы, опыты, эксперименты;
Экскурсии.
4.Объяснительно-иллюстративный:
Сообщение готовой информации.
5.Частично-поисковый метод:
Выполнение практических работ;
6.Метод индивидуальных проектов:
Поиск новых приемов работы с материалом.
В процессе обучения предусматриваются теоретические и практические занятия. Теоретическая часть обычно занимает не
более 40 минут от занятия и часто идет параллельно с выполнением практического задания.
32

Структура занятий состоит из нескольких этапов:
Объявление темы;
Совместная постановка цели и задач занятия;
Объяснение нового материала;
Физкультминутка для глаз, пальчиковая гимнастика;
Самостоятельная работа детей;
Подведение итогов.
Образовательный процесс включает в себя методы и формы обучения:
Беседы, демонстрация наглядных пособий, ролевые, дидактические игры, экскурсии, практикумы, лабораторные работы,
просмотр учебных фильмов, разработка и защита проекта, конкурсы, самостоятельные работы творческого типа.
Формы контроля знаний и умений по каждому модулю: промежуточная, итоговая аттестация в различных формах: тест,
олимпиада по экологии, викторины участие в конкурсах и выставках.
Формы проведения аттестации: опрос, тестирование, анкетирование, контрольное задание, педагогическое наблюдение,
игры.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей данной программе.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Входной контроль
Определение уровня развития детей, их творческих способностей
Тест
Текущий контроль
В течение всего учебного Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Педагогическое
года
Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение наблюдение
ответственности и заинтересованности детей в обучении. Подбор наиболее
эффективных методов и средств обучения.
В начале учебного года

33

Промежуточный контроль
темы, Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Олимпиада
Определение результатов обучения.
Итоговый контроль
В конце учебного года по Определение изменения уровня развития детей, их творческих Тест, защита творческого
окончании обучения по способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование проекта
программе
учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение.
Получение сведений для совершенствования общеобразовательной
программы и методов обучения.
В конце большой
полугодия.

ПРИЛОЖЕНИЕ
№1.Тест (Вводная аттестация)
1.В какое время суток можно увидеть на небе звёзды?
-днём
-утром
-ночью
2.Что мы едим у огурца?
-плод
-семена
-стебель
3.Найди насекомое.
-стрекоза
-летучая мышь
34

-голубь
4.Как называется явление, когда испаряется вода и выпадают осадки?
5.Почему поздней осенью солнце греет слабее?
- поднимается высоко над землёй
- поднимается невысоко над землёй
6.Можно ли наблюдать за рыбами зимой? Объясни.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------7.Как называется прибор, которым измеряют температуру воздуха?
-барометр
-термометр
- манометр
8.Оттепель бывает, когда температура воздуха:
-выше нуля градусов
-нуль градусов
- ниже нуля градусов
9. Как называется планета, на которой ты живёшь?
- Венера;
- Земля;
- Нептун.
35

10. Какой из газов в воздухе самый важный?
- азот;
- кислород;
-углекислый газ.
Оценка результатов:
Высокий уровень – правильно ответили на 10 – 8 вопросов
Средний уровень - правильно ответили на 7 – 5 вопросов
Низкий уровень - меньше 5 вопросов
№2. Олимпиада (Промежуточная аттестация)
1.К телам живой природы относятся:
а) вода
б) гвоздь
в) комнатная муха
2. Из цветка растения образуется:
а) стебель
36

б) плод с семенами
в) лист
3.Гриб состоит из:
а) из корня
б) из стебля
в) из плодового тела и грибницы, шляпки
4.Вещество – это:
а) капля росы
б) нож
в) резина
5.В состав воздуха входит:
а) азот
б) взвесь
в) вода
6.Состояние воды:
а) жидкое и газообразное.
б) твердое
в) все перечисленные
7.Простые вещества состоят из:
а) атомов одного вида
б) разных атомов
в) частиц
37

8. Задание «Склеенное предложение». Клей разлился - слова склеились. Отдели слова друг от друга черточками.
АТОММЕДЬКИСЛОРОДМОЛЕКУЛАМЕНДЕЛЕЕВ
9.Допиши предложения.
Животные, у которых 6 ног – это_______________________________________
_________________________________________________________________
Водные животные, покрытые чешуёй, дышащие жабрами – это_____________
_________________________________________________________________
Животные
с
голой
кожей,
живущие
и
в
это________________________________________________________________
Животные с сухой чешуйчатой кожей, ползающие – это___________________
_________________________________________________________________
Животные, выкармливающие детёнышей молоком – это___________________
_________________________________________________________________
10.Заполни таблицу:
Название растения
Пшеница
Капуста
Груша
Свекла
Тимофеевка
Клевер
Лён
Хлопок
Огурцы

Где выращивают

воде

и

на

суше

–

Как используют

Оценка результатов:
38

Высокий уровень – правильно ответили на 10 – 8 вопросов
Средний уровень - правильно ответили на 7 – 5 вопросов
Низкий уровень - меньше 5 вопросов

№3.Защита творческого проекта (Итоговая аттестация)
Высокий уровень:
Тема проекта раскрыта, исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки программы; цель
определена, ясно описана, дан подробный план её достижения; работа отличается чётким и грамотным оформлением в
точном соответствии с установленными правилами; работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным
отношением автора к идее проекта.
Средний уровень:
Тема проекта раскрыта фрагментарно; цель определена, дан краткий план её достижения; предприняты попытки оформить
работу в соответствии с установленными правилами, придать её соответствующую структуру; работа самостоятельная,
демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта,
применены элементы творчества.
Низкий уровень:
Тема проекта не раскрыта; цель не сформирована; работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора; в
письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены серьёзные ошибки
в оформлении.
Мониторинг отслеживания и фиксации результатов освоения программы
Мониторинг образовательных результатов
39

Высокий уровень (В)- имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса, владеет определенными понятиями (природа
живая и неживая, окружающая среда, экология и др.), использует дополнительную литературу.
Средний уровень (С)- имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными терминами, не использует
дополнительную литературу.
Низкий уровень (Н)- недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные определения.

Форма фиксации результатов
Ф И О ребенка

Стартовый

итого

кол-во детей

Промежуточный

%

кол-во детей

Итоговый

%

кол-во детей

%

высокий
средний
низкий

Мониторинг эффективности воспитательных воздействий
40

Высокий уровень (В)- соблюдает нормы поведения в природе, имеет нравственные качества личности (доброта, уважение,
дисциплина), принимает активное участие в жизни коллектива.
Средний уровень (С)- обладает поведенческими нормами в природе, но не всегда их соблюдает, имеет коммуникативные
качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.
Низкий уровень (Н)- редко соблюдает нормы поведения в природе, нет желания общаться в коллективе.

Форма фиксации результатов
Ф И О ребенка

Стартовый

итого

кол-во детей

Промежуточный

%

кол-во детей

Итоговый

%

кол-во детей

%

высокий
средний
низкий

41

Мониторинг творческих достижений
Высокий уровень (В)- регулярно принимает участие в выставках, конкурсах в масштабе района, области, страны.
Средний уровень (С)- участвует в конкурсах внутри школы, кружка.
Низкий уровень (Н)- редко участвует в конкурсах, выставках внутри кружка.
Форма фиксации результатов
Ф И О ребенка

Стартовый

итого

кол-во
детей

%

Промежуточный

Итоговый

кол-во
детей

кол- %
во
детей

%

высокий
средний
низкий

42

Литература, использованная педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1.Дополнительное образование детей: сборник авторских программ/ред.-сост. З.И. Невдахина.- Вып. З.-М.: Народное
образование; Илекса; Ставрополь: Сервисшкола,2007.416с.
2.Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту:
План- программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных
образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. – СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2009. -304с.
3.Марк Хьюиш. Юный исследователь. Пер. Е.В. Комиссарова. – Москва: «Росмэн», 94 .
4. Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников. Путешествия в мир природы. ФГОС. –
Издательство
5.Нескучная биология / А. Ю. Целлариус; коллектив художников – Москва: Издательство АСТ, 2018 – 223, [1] с.: ил.- (Простая
наука для детей)
6.Физика без формул / Ал. А. Леонович; художник Ар. А. Леонович – Москва: Издательство АСТ. - 2018. – 223, [1] с.: ил.(Простая наука для детей)
7.Занимательная химия / Л. А. Савина; Худож. О. М. Войтенко – Москва: Издательство АСТ- 2018. – 223, [1] с.: ил.- (Простая
наука для детей)
8.Увлекательная география / В. А. Маркин – Москва: Издательство АСТ,2018. – 222, [2] с.: ил.- (Простая наука для детей)
9.Перельман Я.И. Занимательная астрономия. – М.: Наука, 2000
10.Астрономия/ П. М. Волцит. – Москва: Издательство АСТ, 2018. 47, [1]с.: ил. – (Тетрадь научная)
11.Биология/ П. М. Волцит. – Москва: Издательство АСТ, 2017. 47, [1]с.: ил. – (Тетрадь научная).
12.Физика/ П. М. Волцит. – Москва: Издательство АСТ, 2017. 47, [1]с.: ил. – (Тетрадь научная)
13.Химия/ П. М. Волцит. – Москва: Издательство АСТ, 2018. 47, [1]с.: ил. – (Тетрадь научная)
14.География/ А. Мещерикова. – Москва: Издательство АСТ, 2017. -45, [3]с.: ил. – (Почемучкины опыты и эксперименты)
15.Ближе к природе. Книга натуралиста/ Клэр Уокер Лесли: пер. с англ. Ю. Корнилович; [науч. Ред. А. Савченко и др. ] – М. :
Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 288с
Литература, рекомендованная для детей и родителей по данной программе:
1.Играем в науку. Открываем для себя мир / Джилл Франкель Хаузер ; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 48 с
43

2. Дневник наблюдений: Гуляем в лесу и изучаем природу / Барбара Вернзинг ; Пер. с нем. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 48
с.: ил.
3. Болушевский, Яковлева: 100 научных опытов для детей и взрослых в комнате, на кухне, на даче. Издательство: Эксмо, 2015
г.
Другие источники:
4. https://sozvezdiye-otlichnikov.ru/index.php/sto-nauchnykh-opytov-dlya-mladshikh-shkolnikov
5. https://obuchonok.ru/nachalnaya-shkola

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».