РП ЦТР Виртуальная реальность

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БЫНЬГИ
ПРИНЯТО:
педагогическим советом
Протокол № 1
от «29» августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ с. Быньги
«31» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

технической направленности

«Виртуальная реальность»
для детей
старшего школьного возраста
(один год обучения)

Составитель: Тельнова
Екатерина Сергеевна,
педагог дополнительного
образования МАОУ СОШ с. Быньги

с. Быньги, 2023 г.

Пояснительная записка
Виртуальная и дополненная реальности — особые технологические
направления, тесно связанные с другими. Эти технологии включены в список
ключевых и оказывают существенное влияние на развитие рынков.
Практически для каждой перспективной позиции будущего крайне полезны
будут знания из области 3D-моделирования, основ программирования,
компьютерного зрения и т. п.
Согласно многочисленным исследованиям, VR/AR-рынок развивается
по

экспоненте

—

соответственно,

ему

необходимы

компетентные

специалисты.
В ходе практических занятий по программе вводного модуля
обучающиеся познакомятся с виртуальной, дополненной и смешанной
реальностями, поймут их особенности и возможности, выявят возможные
способы применения, а также определят наиболее интересные направления
для дальнейшего углубления, параллельно развивая навыки дизайнмышления, дизайн-анализа и способность создавать новое и востребованное.
Синергия методов и технологий даст обучающемуся уникальные
метапредметные

компетенции,

проектирования,

моделирования

которые
объектов

будут
и

полезны

процессов,

в

сфере

разработки

приложений и др.
Программа

даёт

необходимые

компетенции

для

дальнейшего

углублённого освоения дизайнерских навыков и методик проектирования.
Основными

направлениями

в

изучении

технологий

виртуальной

и

дополненной реальности, с которыми познакомятся обучающиеся в рамках
модуля, станут начальные знания о разработке приложений для различных
устройств,

основы

компьютерного

моделирования.

2

зрения,

базовые

понятия

3D-

Через знакомство с технологиями создания собственных устройств и
разработки приложений будут развиваться исследовательские, инженерные и
проектные компетенции.
Освоение этих технологий подразумевает получение ряда базовых
компетенций,

владение

которыми

критически

необходимо

любому

специалисту на конкурентном рынке труда в STEAM-профессиях.
Цель

программы:

формирование

уникальных

Hard-

и

Soft-

компетенций по работе с VR/AR-технологиями через использование кейстехнологий.
Задачи программы:
Обучающие:
−

объяснить

базовые

понятия

сферы

разработки

приложений

виртуальной и дополненной реальности: ключевые особенности технологий и
их различия между собой, панорамное фото и видео, трекинг реальных
объектов, интерфейс, полигональноемоделирование;
−

сформировать базовые навыки работы в программах для разработки

приложений с виртуальной и дополненнойреальностью;
−

сформировать базовые навыки работы в программах для трёхмерного

моделирования;
−

научить

использовать

и

адаптировать

трёхмерные

модели,

находящиеся в открытом доступе, для задачкейса;
− сформировать базовые навыки работы в программах для разработки
графическихинтерфейсов;
− привить навыки проектной деятельности, в том числе использование
инструментовпланирования.
Развивающие:
− на протяжении всех занятий формировать 4K-компетенции (критическое
мышление, креативное мышление, коммуникация,кооперация);
− способствовать расширению словарногозапаса;

3

− способствовать развитию памяти, внимания, технического мышления,
изобретательности;
− способствовать развитию алгоритмическогомышления;
− способствовать формированию интереса к техническимзнаниям;
− способствовать

формированию

умения

практического

применения

полученныхзнаний;
− сформировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
− сформировать умение выступать публично с докладами, презентациями и
т.п.
Воспитательные:
− воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении
работы;
− способствовать формированию положительной мотивации к трудовой
деятельности;
− способствовать формированию опыта совместного и индивидуального

творчества при выполнении командныхзаданий;
− воспитывать трудолюбие, уважение ктруду;
− формировать чувство коллективизма ивзаимопомощи;
− воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за
достижения отечественнойИТ-отрасли.
1.

Планируемые результаты

В результате освоения программы обучающиеся
должнызнать:
− ключевые особенности технологий виртуальной и дополненной
реальности;
− принципы

работы

приложений

реальностью;

4

с

виртуальной

и

дополненной

− перечень современных устройств, используемых для работы с
технологиями, и ихпредназначение;
− основной функционал программ для трёхмерногомоделирования;
− принципы и способы разработки приложений с виртуальной и
дополненнойреальностью;
− основной функционал программных сред для разработки приложений с
виртуальной и дополненнойреальностью;
− особенности разработки графическихинтерфейсов.
уметь:
− настраивать и запускать шлем виртуальнойреальности;
− устанавливать и тестировать приложения виртуальнойреальности;
− самостоятельно собирать очки виртуальнойреальности;
− формулировать задачу на проектирование исходя из выявленной
проблемы;
− уметь пользоваться различными методами генерацииидей;
− выполнять примитивные операции в программах для трёхмерного
моделирования;
− выполнять примитивные операции в программных средах для
разработки приложений с виртуальной и дополненнойреальностью;
− компилировать
персональных

приложение
компьютеров

для
и

мобильных

размещать

его

устройств
для

или

скачивания

пользователями;
− разрабатывать графический интерфейс(UX/UI);
− разрабатывать все необходимые графические и видеоматериалы для
презентациипроекта;
− представлять свойпроект.
владеть:
− основной терминологией в области технологий виртуальной и
дополненнойреальности;
− базовыми навыками трёхмерногомоделирования;
5

− базовыми

навыками разработки

приложений

с виртуальной и

дополненнойреальностью;
− знаниями

по

принципам

работы

и

особенностям

устройств

виртуальной и дополненнойреальности.
2. Содержание программы
Раздел 1. Проектируем идеальноеVR-устройство
В рамках первого раздела обучающиеся исследуют существующие модели
устройств виртуальной реальности, выявляют ключевые параметры, а затем
выполняют проектную задачу — конструируют собственное VR-устройство.
Обучающиеся исследуют VR-контроллеры и обобщают возможные
принципы управления системами виртуальной реальности. Сравнивают
различныетипыуправленияиделаютвыводыотом,чтонеобходимодля
«обмана» мозга и погружения в другой мир.
Обучающиеся смогут собрать собственную модель VR-гарнитуры:
спроектировать, смоделировать, вырезать/распечатать на 3D-принтере
нужные элементы, а затем протестировать самостоятельно разработанное
устройство.
Раздел 2. Разрабатываем VR/AR-приложения
После формирования основных понятий виртуальной реальности,
получения навыков работы с VR-оборудованием в первом разделе,
обучающиеся переходят к рассмотрению понятий дополненной и смешанной
реальности, разбирают их основные отличия от виртуальной. Создают
собственное AR-приложение (augmented reality — дополненная реальность),
отрабатывая навыки работы с необходимым в дальнейшем программным
обеспечением, навыки дизайн-проектирования и дизайн-аналитики.
Обучающиеся научатся работать с крупнейшими репозиториями
бесплатных трёхмерных моделей, смогут минимально адаптировать модели,
имеющиеся в свободном доступе, под свои нужды. Начинается знакомство со
структурой интерфейса программы для 3D-моделирования (по усмотрению
наставника — 3ds Max, Blender 3D, Maya), основными командами. Вводятся
понятия «полигональность» и «текстура».
Учебно тематическо планирование
№
п/п

Разделы программы учебного курса

6

Всего
часов

Образовательная часть
Раздел 1. Проектируем идеальное VR-устройство

22

Знакомство. Техника безопасности. Вводное занятие («Создавай
миры»)
Введение в технологии виртуальной и дополненной реальности

2

Знакомство с VR-технологиями на интерактивной вводной лекции
Тестирование устройства,
установка приложений, анализ
принципов работы, выявление ключевыххарактеристик

4

5

Выявление принципов работы шлема виртуальной реальности,
поиск, анализ и структурирование информации о других VRустройствах

2

6

Выбор материала и конструкции для собственной гарнитуры,
подготовка к сборке устройства

4

7

Сборка собственной гарнитуры, вырезание необходимых деталей,
дизайн устройства

6

8

Тестирование и доработка прототипа

4

Раздел 2. Разрабатываем VR/AR-приложения

46
2

9

Вводная интерактивная лекция по технологиям дополненной и
смешанной реальности

2

10

Тестирование существующих
принципов работытехнологии

2

11

Выявление проблемной ситуации, в которой помогло бы VR/ARприложение, используя методы дизайн-мышления

2

12

Анализ и оценка существующих решений проблемы. Генерация
собственных идей. Разработка сценария приложения

4

13

Разработка сценария приложения: механика
функционал, примерный вид интерфейса

14

Мини-презентации идей и их доработка по обратной связи

2

15

Последовательное изучение
VR/AR-приложений

2

16

Разработка VR/AR-приложения в соответствии со сценарием

1
2
3
4

AR-приложений,

возможностей

7

определение

взаимодействия,

среды

разработки

12

17

Сбор обратной связи от потенциальных пользователей приложения

2

18

Доработка приложения, учитывая обратную связь пользователя

4
2

19

Выявление ключевых требований к разработке GUI — графических
интерфейсов приложений
Разработка интерфейса приложения — дизайна и структуры

6
2

21

Подготовка графических материалов для презентации проекта
(фото, видео, инфографика). Освоение навыков вёрстки
презентации

2

22

Представление проектов перед другими обучающимися. Публичная
презентация и защита проектов
Всего часов

68

20

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оборудование кабинета информатики, кабинета ОБЖ:
 Стол для педагога
 Компьютер для виртуальной реальности
 Программное обеспечение для разработки приложений с дополненной и
виртуальной реальностью
 Карта памяти
 Шлем виртуальной реальности;
 Графический планшет;
 Очки виртуальной реальности;
 Стол ученический двухместный
 Стул ученический, регулируемый по высоте

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Электронные ресурсы:
Джонатан Линовес Виртуальная реальность в Unity. / Пер. с англ. Рагимов Р. Н.
– М.: ДМК Пресс, 2016. – 316 с.
Лавина Т. А., Роберт И. В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата
информатизации образования. М., 2006. 180 с.
Носов Н. А. Словарь виртуальных терминов // Труды лаборатории
8

виртуалистики. Выпуск 7, Труды Центра профориентации. Москва: Изд-во
«Путь», 2000. 69 с.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе
.
Джонатан Линовес Виртуальная реальность в Unity. / Пер. с англ. Рагимов Р. Н.
– М.: ДМК Пресс, 2016. – 316 с.
Интернет ресурсы:
Програмишка.рф - http://programishka.ru
Лаборатория линуксоида - http://younglinux.info/book/export/html/72,12
Blender 3D - http://blender-3d.ru
Blender Basics 4-rd edition - http://b3d.mezon.ru/index.php/Blender_Basics_4th_edition
Инфоурок ведущий образовательный портал России. Элективный курс «3D
моделирование
и
визуализация»
http://infourok.ru/elektivniy-kurs-dmodelirovanie-i-vizualizaciya-755338.html

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».