РП ЦТР Бумажная инженерия

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БЫНЬГИ
ПРИНЯТО:
педагогическим советом
Протокол № 1
от «29 августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МАОУ СОШ с. Быньги
__________С. А. Иванцова
«31» августа 2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
художественной и технической направленности

«БУМАЖНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ»
для детей
младшего школьного возраста
(один год обучения)
Составитель:Орлова
Наталья Николаевна ,
педагог дополнительного
образования
МАОУ СОШ с. Быньги

с. Быньги, 2023 г.

Содержание:

1. Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» .......... 3

1.1. Пояснительная записка ............................................................................. 3
1.2. Цель и задачи программы ......................................................................... 5
1.3. Содержание программы .............................................................................7
1.4. Планируемые результаты… ..................................................................... 10
2. Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 11

2.1.Условия реализации программы .............................................................. 11
2.2. Оценка результативности реализации программы ................................ 12
2.3. Методические материалы ......................................................................... 13
2.4. Список литературы .................................................................................... 14
Приложение «Диагностические материалы к программе
«Бумажная инженерия»................................................................................... 16

2

1.
1.1.

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка

ДОО программа «Бумажная инженерия» предлагает знакомство с современным
искусством создания из бумаги 3D изображений «Поп-ап», с техникой, которая
позволяет создавать красивые объемные конструкции, складывающиеся в плоскую
фигуру. Таким способом изготавливаются чудесные «Pop-up» открытки, книгипанорамы, фотоальбомы, рекламные буклеты. Все «Pop-up» конструкции делятся
на объемные и плоские. Объемные между собой делятся на конструкции,
раскрывающиеся на 90о и 180о, которые в свою очередь делятся на простые и
сложные. В настоящее время дизайнеры используют разные виды для создания
выскакивающих, вращающихся, самораскрывающихся, подвижных иллюстраций
на основе бумажных конструкций.
Техника «Pop-up» имеет большой обучающий потенциал, поэтому
целесообразна для конструкторского и художественного образования.
В процессе изготовления открыток, фотоальбомов и книг-панорам дети
учатся не только конструировать, но и читать и выполнять несложный
чертеж, наносить габаритные размеры, работать по шаблонам, строить
простые развертки, вырабатываются графические навыки. Дети узнают о
профессии художника-иллюстратора, инженера, и других людей, занятых в
строительстве домов, производстве мебели и автомобилей.
Видя готовые «Pоp-up» конструкции, у учащихся вырабатывается
аналитический ум, развиваются конструкторские способности, творческое
мышление, память.
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажная
инженерия» имеет техническую направленность.
Адресат программы. Программа составлена с учетом возрастных и
индивидуальных способностей учащихся и ориентирована на детей 6-9 лет.
Актуальность программы.

Ребенок, конструируя подвижные, объемные конструкции, чувствует себя
настоящим волшебником, получает стимул для дальнейшего творческого
самовыражения и развития, улучшает микроматорику, пространственное
мышление и творческий талант.
Технике «Pоp-up» свойственна доступность и малая цена расходных
материалов и инструментов.
Педагогическая целесообразность программы.
3

Занятия по данной ДОО программе позволяют решить проблему познания
окружающего мира не только через современную популярную технику Рop-up в
области создания книжных иллюстраций, но и полюбить книгу, рассматривая
невероятные, объемные всплывающих перед читателемконструкций.
Отличительные особенности программы

Отличительными особенностями ДОО программы «Бумажная инженерия»
являются:
интегрированность (взаимосвязь литературы, изобразительного искусства
и конструирования);
универсальность (возможность применения программы для различного
возрастного контингента).
Новизна программы заключается в создании объемных конструкций,
художественной отделки готовых изделий, применение их при оформлении и
создании открыток и макетов книг. В программе прослеживается взаимодействие
двух деятельностей: конструкторской и изобразительной.
Форма обучения по программе – очная.
Объем и сроки реализации программы. Целостный процесс обучения по
программе реализуется в течение 9 учебных месяцев. (33 учебных недель). Общее
количество учебных занятий в год — 66 часов.
Режим организации занятий. Программа предполагает проведение занятий
1 раза в неделю по 2 часа (занятия по 40 минут с перерывом - 10 минут).
Количество детей в группе 10 человек.
1.2.

Цели и задачи программы

Цель программы: формирование основ
проектирования объемных
конструкций и познавательного интереса к искусству Поп-ап («Pop-up»).
Задачи программы:

1. Образовательные:

овладеть:
знаниями о технике создания объемных подвижных иллюстраций на основе
бумажных конструкций;
основными технологическими приемами, которые используются при
создании книг и открыток с объемными иллюстрациями;
умениями и навыками работы с инструментами и материалами
для изготовления объемных иллюстраций в технике «Pop-up»;
сформировать умения поэтапного создания объемной иллюстрации в технике
4

«Pop-up».

5

2. Развивающие:

развивать:
умственные способности, интерес к современному Рop-up искусству
бумажных конструкций;
конструкторские способности, творческое мышление и эстетический вкус;
научить простым приемам и техническим навыкам работы с чертежными
инструментами, бумагой и картоном.
3. Воспитательные:
прививать:
интерес к новым, современным видам конструкторского и дизайнерского
творчества;
любовь к труду, аккуратность при выполнении работы, усидчивость,
кропотливость.

6

1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план

№
п/п
1.
1.1.

2.
2.1.
2.2.

Название разделов и
Количество часов
Формы
Теория
Практика
Всего
тем программы
контроля
Вводное занятие
1
1
Введение в мир поп-ап
1
1
Беседа
искусство. Инструктаж по
технике безопасности.
Поп-ап («Pop-up») искусство.
6
46 Наблюдение
Виды конструкций.
Основные технологические
10
12
Наблюдение
приемы.
Основные конструкции «Pоp1
5
6
Наблюдение
up». Плоские конструкции.
Плоские конструкции.
0,5
1,5
2
Наблюдение
«Осень»
Плоские конструкции
««Мороженое»

1,5

2

Наблюдение

2

2

Наблюдение

3

29

34

Наблюдение

Объемные конструкции.
«Винни- Пух»

0,5

1,5

2

Наблюдение

Объемные конструкции.
«Замок»

0,5

3,5

4

Наблюдение

Объемные конструкции.
«Комната»
Объемные конструкции.
«Жираф»
Объемные конструкции.
« Зима»
Объемные конструкции.
«Пони»
Объемные конструкции.
«Кукла»

0,5

3,5

4

Наблюдение

0,5

2

2

Наблюдение

0,5

2

2

Наблюдение

0,5

2

2

Наблюдение

0,5

2

2

Наблюдение

0,5

Плоские конструкции
« Котики»
2.3.

Объемные конструкции.
Раскрытие на 90 градусов.

7

Объемные конструкции.
«Сова»

2

2

Наблюдение

3,5

4

Наблюдение

Объемные конструкции.
«Дом»

4

4

Наблюдение

Объемные конструкции.
«Конфета»

2

2

Наблюдение

Объемные конструкции.
«Торт»

4

4

Наблюдение

Объемные конструкции.
«Лиса»

3.
3.1.
3.2.
4.
4.1.

0,5

Создание макета книгипанорамы
Основные этапы создания
объемной иллюстрации
Создание макета книгипанорамы

4

14

18

2

6

8

2

8

10

Итоговое занятие
Оформление к выставке.
Выставка.

-

1
1

1
1

10

56

66

Итого часов:

8

Наблюдение

Выставка

Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
1.
Введение в мир поп-ап искусства. Инструктаж по технике
безопасности. (1час )
Теория: знакомство с детским коллективом, содержанием работы и задачами
творческого объединения. Правила внутреннего распорядка в творческом
объединении. Культура труда, техника безопасности при работе с острыми
режущими инструментами. Рабочее место. Основные инструменты,
материалы и приспособления для изготовления объемных конструкций в
технике «Pop-up».
Раздел 2. Поп-ап («Pop-up») искусство. Виды конструкций (46 часов)

2.1. Основные технологические приемы - 2 часа
Практика: основные технологические приемы.
2.2. Основные конструкции «Pоp-up». Плоские конструкции – 6 часов
Теория: виды конструкций «Pоp-up»: плоские и объемные. Плоские
конструкции: дисковая, слайдер и двигающий рычаг. Дисковая, движение
осуществляется за счет поворота диска (круга). Слайдер, позволяет открыть
новое изображение за счет вытягивания полоски (язычка). Двигающий рычаг,
движение осуществляется за счет воздействия на рычаг.
Практика: изготовление открыток с использованием механизма слайдер
(рыбак ловит рыку; подводная лодка с перископом; ракета, извергающая
пламя; прожорливая рыба и т.д.)
2.3. Объемные конструкции. Раскрытие на 90 градусов - 34 часа
Теория: объемные конструкции. Деление объемных конструкций на
раскрывающиеся на 90о и 180о, которые в свою очередь делятся на простые и
сложные. Ступенчатая конструкция. Дополнительные элементы техники
«Pop-up», создающие конструктивное разнообразие (спираль, змейка,
направляющая скольжения, щелевой элемент, поворотный элемент на основе
складки 45о на ступенчатой конструкции). Книги-панорамы, открытки.
Практика: создание ступенчатой конструкции. Изготовление основы
поздравительной открытки. Выбор вариантов декорирования и оформление
готовой открытки.
Раздел 3. Создание макета книги-панорамы - 18 часов

Тема 3.1. Основные этапы создания объемной иллюстрации - 8 часов
Теория: основные этапы создания объемной иллюстрации в технике «Popup» . Замысел. Образ. Выбор оптимальных конструкций. Выбор материалов.
9

Практика: выполнение эскиза.
Тема 3.2. Создание макета книги-панорамы - 10 часов
(книжка-малышка - русские народные сказки, сказки А.С. Пушкина и т.д.)
Практика:
раскрой деталей. Выполнение необходимых изображений в
деталях. Подготовка деталей к сборке. Сборка. Декорирование.
Раздел 4. Итоговое занятие (1 час)

Тема 4.1. Оформление к выставке книги-панорамы. Выставка - 1час
Практика: знакомство с макетами книг-панорам

10

1.4.

Планируемые результаты

К концу реализации программы предполагается овладение детьми
следующими знаниями, умениями и навыками.
знают:
- разновидности поп-ап конструкций;
- грамотно подбирать материалы;
- как пользоваться инструментами.
- профессии инженеров-дизайнеров бумажных конструкций;
- основные чертежные инструменты;
- техническую терминологию;
- правила техники безопасности.
умеют:
-выполнять различные объемные и подвижные конструкции, соблюдать
последовательность в работе;
-самостоятельно разбираться в этапах своей работы;
- работать в технике поп-ап;
- пользоваться чертежными инструментами и ножницами;
- резать и сгибать бумагу и картон;
читать и выполнять простейший рабочий чертеж и наносить габаритные
размеры;
- строить развертки простых моделей;
- пользоваться схемой, технологической картой;
- анализировать образец, анализировать свою работу.
имеют представление:
- об истории и эволюции книг-панорам;
- о работе книжного иллюстратора в области бумажных конструкций.
владеют навыками:
- соблюдения правил техники безопасности;
чтения простых чертежей и определением габаритных размеров будущего
изделия;
- поэтапного выполнения конструкции по технологической карте;
К концу обучения по программе дети
приобретут необходимый
уровень личностных, метапредметных и предметных компетенций.
Личностные результаты:
- формирование уважения к человеку труда;
11

- формирование уважения к нормам коллективной жизни;
- формирование бережного отношения к своему здоровью;
формирование морально-волевых, нравственных качеств: трудолюбие,
дисциплинированность, терпение, усидчивость, аккуратность, отзывчивость;
Метапредметные результаты:
- развитие интереса к конструкторской деятельности;
- владение технической терминологией;
- умение поэтапно выполнять запланированную педагогом работу;
умение делать выводы, сравнивать, корректировать и вносить изменения в
работу;
учиться планировать и осуществлять работу в группах, договариваться в
коллективе, сотрудничать, принимать совместные решения и реализовыватьих в
творческих коллективных работах.
Предметные результаты:
- знать особенности работы с разными видами бумаги;
- знать основные геометрические тела и их развертки;
- знать техническую терминологию;
- знать и соблюдать правила техники безопасности;
- уметь с помощью учителя читать схемы, простейшие чертежи.

1.1. Оценка результативности реализации программы
Для оценки качества усвоения программного содержания применяются
следующие формы: собеседование, выполнение практических работ,
выставки, наблюдение. По результатам деятельности в течение года
проводится диагностика освоения программы (см. Приложение).
Входной контроль организуется в начале учебного года, с целью выявления
интересов учащихся к занятиям творческой деятельностью и уровня ЗУН на
начало учебного года. Форма диагностики – опрос, собеседование творческое
задание.
Промежуточный контроль осуществляется в конце первого полугодия, где
оцениваются практические навыки учащегося и его теоретическая грамотность.
Оценка теоретических знаний проводиться в форме мониторинга, собеседования,
опроса. Уровень практических навыков оценивается по мастерству выполнения
ребенком практических работ.
12

Текущий контроль осуществляется регулярно в процессе учебной
деятельности в форме опросов и наблюдения за учащимися на занятии.
Итоговый контроль проводится по окончанию обучения и определяет
уровень усвоения учащимися программного содержания. Оценка теоретической
части проводится в форме викторины (уровень и объем знаний о видах
конструкций), теста на знание специальной терминологии. Основной формой
подведения итогов обучения по программе «Бумажная инженерия» является
выставка работ, а также успешность участия учащихся в конкурсных
мероприятиях разного уровня.

1.2.

Методические материалы

Приемы, методы, образовательные технологии.
В моделировании и конструировании важно соблюдать принципнаглядности,
т.к. создание в первую очередь открыток и макетов книг- панорам предполагает,
знакомство с разными видами бумажных конструкций, с которыми впервые будут
знакомиться, изучать и выполнять соединения. В процессе обучения по данной
программе используются здоровьесберегающие технологии и технологии
развивающего обучения.
Для развития познавательного и творческого потенциала учащихся
используются наглядно-иллюстративные, дидактические, словесные методы
работы.
Дифференциация форм обучения позволяет реализовать творческие
способности каждого обучающегося.
Формы организации учебного занятия. На занятиях используются
коллективные, групповые и индивидуальные формы работы:
- практическое работа,
- беседа,
- путешествие,
- творческая мастерская;
- мастер-класс;
- викторина;
- презентация;
- выставка.

13

1.3.
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.

13.

14.

15.
16.
17.
18.

Список литературы

Андронова П.Н., Галагузова М.А. «Развитие технического творчества
младших школьников». 1990.
Балабанова В. Поп-ап печать: прошлое и настоящее [Электронный
ресурс] / ПЕЧАТНИК. com://pechatnick.com/articles/pop-appechatproshloe-i-nastoyashee.
Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги.-Ташкент,1998.
Конноли Ш. Большая школьная энциклопедия. «Махаон», 2003.
Волшебные комочки: Пособие для занятий с детьми /Авт.- сост. А.В.
Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2006.- С 32.:ил. /(Мастерилка).
Волшебные коврики: Пособие для занятий с детьми /Авт.- сост. А.В.
Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2006.- С 32.:ил. /(Мастерилка).
Горский В.А. Техническое конструирование. – М, 1994г.
Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед.училищ.
–М.; Просвещение, 1987г.
Гульянц Э.К. «Учите детей мастерить». Москва, «Просвещение», 1984.
«Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое
обучение» М.: «Просвещение», 2008
Марамыгина Е.А. Методическая разработка по проведению
воспитательного мероприятия «На страже Родины». – Надым: МОУ
ДОД «Центр детского творчества», 2009. - С 38.
Моисеева С. Pop-up books : искусство или игра? [Электронный ресурс] /
CABLOOK.com: http:// www.cablook.com/inspiration/pop-books-iskusstvoili-igra/
Марамыгина Е.А. Сборник «Развитие творческого воображения
обучающихся на занятиях конструирования из бумаги». – Надым: МОУ
ДОД «Центр детского творчества», 2009. - С 47.
Марамыгина Е.А. Досуговая программа (в каникулярное время) «Мы,
играя, воображаем, фантазируем, мечтаем». – Надым: МОУ ДОД «Центр
детского творчества», 2009. - С 42.
Матон Морис Архитектурные шедевры из бумаги. АСТ, 2014.
Моляко В.А. Техническое творчество и трудовое воспитание. М:
Знание,1985.
Позднякова О. В. Дизайн современной детской книги как искусство/ О.
В. Позднякова // Вестник ТГУ. — 2013. — Вып. 2 (117). — С. 206–210.
Перевертень Г. И. Техническое творчество в начальных классах: Кн. Для
учителя по внеклас. работе. 1988. - 160
14

19. Программы для учреждений дополнительного образования и
общеобразовательных школ Техническое творчество учащихся. М:
«Просвещение», 1995.
20. Ростовцев Е.А. История книжного дела: учебн. пособие / Е.А. Ростовцев.
— СПб : Изд-во Политехнического университета, 2007. — 94 с.
21. Столярова Т.М. Архитектурное оригами. АСТ-Пресс, 2013.
22. Техническое творчество (пособие
под
ред. Столярова Ю.С.). М:
Просвещение, 1989
23. Чупрова Д. А., Патрушев Д. В., Патрушева Л. К. «Основные
конструкции и элементы для создания объёмных иллюстраций для
авторских книг и открыток в технике «Pop-up»»// Научно-методический
электронный журнал «Концепт». — 2017. — Т. 27. — с. 268-280. URL:
http://e-koncept.ru/2017/574054.htm
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Агапова И., Давыдова М. Аппликация. /М.: ООО «ИКТЦ «Лада», 2009.
Бомон Э., Гилоре М. История транспорта. М.: «Махаон», 2007.
Вешкина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. М.:
Эксмо, 2009.
Докучаев Н. Н. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. ЗАО
«Валерии» СПб», 1997.
Журналы: «Коллекция идей», «Я дизайнер».
Кадрон К., Келли В. Наши руки не для скуки. Детские праздники.
«Росмэн», 1998.
Конноли Ш. Большая школьная энциклопедия. М.: «Махаон», 2003.
Игрушки из бумаги и картона. СПб: Кристалл, «Валерии» СПб», 1997.
Лучшие поделки для детей. Перевод Лебедевой Н. Ю. М: ЗАО «Росмэн»,
2006.
Острун Н., Киселев А. Самоделки: 40 уникальных идей. – М.: Эгмонт
Россия Лтд., 2002.
Румянцева Е. А. Забавные открытки. М: Айрис – пресс, 2006.
Соколова – Кубай Н. Н. Узоры из бумаги. Белорусская выцинанка.
«Культура и традиции», 2006.
Форлин М. Открытки своими руками. Чудеса из бумаги, картона и
бисера. АРТ-РОДНИК, 2007.
Шмидт Н. Птицы из бумаги. Минск: ООО «Попурри», 2004.
Шмидт Н. Реактивные самолеты из бумаги. Минск: ООО «Попурри»,
2004.
15

Приложение

ТЕРМИНОЛОГИЯ
Основные чертежные инструменты: циркуль, транспортир, два
прямоугольных треугольника (один равнобедренный, другой с углами 30 о и
60о).
Основные материалы: палочка и доска для биговки, коврик
самовосстанавливающийся;
Основные названия: эскиз, чертеж, линии (основные, штрихпунктирная с
двумя точками, осевые). Размеры, габаритные размеры, геометрические
тела, развертка.
СЛОВАРЬ

Инженерия в Толковом словаре русского
языка
Ушакова:
инженерии, мн. нет, ж. 1. Инженерное искусство, инженерное дело (книжн.).
Успехи инженерии. 2. собир. Инженеры (разг. фам.). На собрании
присутствовала …
Инженерия
в
Энциклопедическом
словаре:
, -и, ж. 1. Инженерное дело, творческая техническая деятельность. 2. В некрых сочетаниях: конструирование новых, не существующих в природе
органических …
Поп-ап, «Pоp-up» возник в 60–70-е годы в США и произошел от
английского «внезапно появляться», «выскакивать».
Конструкция – строение, устройство, взаимное расположение частей
(сооружения, механизма и т. п.). Самолет новой конструкции. Устарелая
конструкция. Конструкция моста.
Кни жка-игру ка — книжка с картинками для детей, имеющая
специальную форму, которая позволяет ребёнку не только рассматривать и
читать его, но и играть с ним, раскладывать или раскрашивать его, делать
поделки и т. п.
Книжка-панорама (англ.) (книжка-раскладушка) —
с
фигурами,
поднимающимися на странице при её раскрытии (благодаря имеющимся
разрезам на бумаге).
Книги-тоннели (англ. tunnel book), в середине которых имеется вырез,
сквозь который видны изображения на других страницах, — как правило, это
несколько планов пейзажей или портретов. Аналогичным образом
изготовляются трёхмерные открытки.

16

Диагностические материалы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Выполненные работы оцениваются по следующим критериям
1. Самостоятельность в работе:
- самостоятельное выполнение работ; (8-10 б.);
- выполнение работ с помощью педагога (5-7 б.);
- не может выполнить задание (1-4 б.).
1. Цветовое решение:

- гармоничность цветовой гаммы (8-10 б.);
- необычное цветовое решение богатство сближенных оттенков (5-7 б.)
- не гармоничность цветовой гаммы (1-4б.)
3. Качество исполнения:

- изделие аккуратное (8-10 б.);
- содержит небольшие дефекты (5-7 б.);
- содержит грубые дефекты (1-4б.).
Уровень (высокий 24 – 30 б., средний 15 - 21 б., низкий 3 – 12 б.)

Выводы: Определение уровня освоения теоретического материала при
выполнении практической работы обучающихся в группе на каждом этапе
обучения, необходим педагогу для того, чтобы он смог подобрать
соответствующий уровень сложности заданий для каждого ребенка. Также
педагог будет иметь представление об общей картине творческих
способностей своих воспитанников, сможет проследить их динамику роста.

17

Фамилия, имя

МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА УСПЕШНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ

Освоил
теоретический
материал по темам и
разделам
Знает специальные
термины,
используемые на
занятиях
Научился
использовать
полученные на
занятиях знания в
практической
деятельности
Умеет выполнить
практические
задания, которые
даёт педагог
Научился
самостоятельно
выполнять
творческие задания
Научился
сотрудничать с
ребятами в решении
поставленных задач
Научился получать
информацию из
разных источников
Достижения в
результате занятий
январь
май

18

Мониторинг социально-педагогических результатов
1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
Высокий уровень: без напоминания преподавателя перед началом
занятий
и после использования клея или красок моет руки,
аккуратно
состорожностью
пользуется клеем, красками и фломастерами.
Средний: выполняет санитарно-гигиенические требования не
постоянноили после напоминания преподавателя.
Низкий: отказывается полностью или очень редко соглашается
выполнятьсанитарно-гигиенические требования.
2. Выполнение требований техники безопасности.
Высокий уровень: выполняет все правила техники
безопасности приработе с ножницами, шилом, другими
инструментами.
Средний: выполняет правила техники безопасности после
напоминанияпреподавателя.
Низкий: выполняет правила техники безопасности только под
строгимконтролем преподавателя.
3. Характер отношений в коллективе.
Высокий уровень: постоянно доброжелательное отношение к другим
учащимся, стремление помочь или подсказать, поделиться материалом
или инструментами, желание выполнять коллективные работы или
руководить ихвыполнением.
Средний: нет склонности к конфликтам, но нет стремления к
активномусотрудничеству с товарищами.
Низкий: стремится к обособлению, отказывается сотрудничать
с другимиучащимися при выполнении заданий
4. Отношение к преподавателю.
Высокий уровень: внимательно слушает преподавателя,
старательно выполняет все требования, может обратиться за
необходимой помощью вразличных вопросах.
Средний: выполняет требования преподавателя, но держится
независимо.Низкий: игнорирует требования преподавателя,
отвечает на вопросы и выполняет задания только по
принуждению.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».