Физическая культура, 1-4 класс

АННОТАЦИЯ
к рабочим программам по физической культуре
(начальное общее образование)
Цели
изучения
Физической
культуры в
начальной
школе

Цель обучения физической культуре:
сформировать разносторонне физически развитую личность, способную активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного
отдыха.
Задачи курса:
 укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие
гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному
обучению;
 формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической
культуры;
 овладение школой движений;
 развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования
пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма,
быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования
в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно- силовых, выносливости и
гибкости) способностей;
 формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии
физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие
физических (координационных и кондиционных) способностей;
 выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о
соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
 формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни;
 приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными
играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к
определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем
или иным видам спорта;
 воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам,
честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений,
содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в
ходе двигательной деятельности.

Учебник
Объем (часов
в год)

Лях В.И. Физическая культура. 1-4 класс
1 класс – 99 часов
2 класс – 102 часа
3 класс – 102 часа
4 класс - 102 часа

Содержание

Знания о
физической
культуре

Физическая культура. Физическая культура как система
разнообразных форм занятий физическими упражнениями по
укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье,
ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы
передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий
физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор
одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития
физической культуры и первых соревнований. Особенности
физической культуры разных народов. Её связь с природными,

географическими особенностями, традициями и обычаями народа.
Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их
влияние на физическое развитие и развитие физических качеств.
Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических
качеств. Характеристика основных физических качеств: силы,
быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты
сердечных сокращений. Подготовка к выполнению нормативов
Всероссийского физкультурно – спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне» (ГТО)».
Способы
физкультурной
деятельности

Самостоятельные занятия. Составление режима дня.
Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов
упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц
туловища, развития основных физических качеств; проведение
оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка,
физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и
физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела,
показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты
сердечных сокращений во время выполнения физических
упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и
проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в
спортивных залах).

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы
Физическое
совершенствова физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток,
занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
ние
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приёмы. Строевые действия в
шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в
группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад;
гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из
положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение,
переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в
упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор
присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой
на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы,
перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев
толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись,
опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади
согнувшись со сходом вперёд ноги.

Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера.
Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке.
Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и
перелезания,
переползания,
передвижение
по
наклонной
гимнастической скамейке.
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким
подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся
направлением движения, из разных исходных положений; челночный
бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте
и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски;
подъёмы; торможение.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с
основами акробатики: игровые задания с использованием строевых
упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и
координацию.
На материале лёгкой атлетики: прыжки, бег, метания и
броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении
на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка
мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение
мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале
баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача
мяча; подвижные игры на материале волейбола. Подвижные игры
разных народов.
Общеразвивающие упражнения
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с
включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом
ногами; наклоны вперёд, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах;
выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической
палкой, скакалкой; высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой
и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях;
комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и
прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы
по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых
препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и
остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке,
низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной
шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной
игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление
мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лёжа, сидя);
жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий,

включающее в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через
горку матов; комплексы упражнений на координацию с
асимметрическими и последовательными движениями руками и
ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией
равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с
одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных
мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных
направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на
голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку;
комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в
постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в
движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лёжа; комплексы
упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с
переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц
туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений
(набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и
булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу
основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением;
лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической
стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в
упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с
опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лёжа; отжимание лёжа с
опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с
предметом в руках (с продвижением вперёд поочерёдно на правой и
левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево),
прыжки вверх-вперёд толчком одной ногой и двумя ногами о
гимнастический мостик; переноска партнёра в парах.
На материале лёгкой атлетики
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по
ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных
исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге
и двух ногах поочерёдно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых
упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных
исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном
темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и
ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных
положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме
умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в
режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с
максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или
изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м;
равномерный 6-минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение
многоскоков; повторное преодоление препятствий (15—20 см);
передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из
разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг)
одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и
различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное

выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с
касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением
вперёд (правым и левым боком), с доставанием ориентиров,
расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в
полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
На материале лыжных гонок
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу
(на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы
общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах;
скольжение на правой (левой) ноге после двух-трёх шагов; спуск с
горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во
время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме
умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в
режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение
тренировочных дистанций.
Планируемый
результат

Знания
физической
культуре

- ориентироваться в понятиях
«физическая культура», «режим
дня»; характеризовать роль и
значение
утренней
зарядки,
физкультминуток и физкультпауз,
уроков физической культуры,
закаливания, прогулок на свежем
воздухе, подвижных игр, занятий
спортом для укрепления здоровья,
развития
основных
систем
организма;
- раскрывать на примерах (из
истории, в том числе родного
края, или из личного опыта)
положительное влияние занятий
культурой
на
о физической
физическое,
личностное
и
социальное развитие;
- ориентироваться в понятии
«физическая
подготовка»,
характеризовать
основные
физические
качества
(силу,
быстроту,
выносливость,
координацию,
гибкость)
и
различать их между собой;
- организовывать места занятий
физическими упражнениями и
подвижными играми (как в
помещении, так и на открытом
воздухе), соблюдать правила
поведения и предупреждения
травматизма во время занятий
физическими упражнениями.

выявлять
связь
занятий
физической культурой с трудовой
и оборонной деятельностью;
характеризовать роль
и
значение
режима
дня
в
сохранении
и
укреплении
здоровья;
планировать
и
корректировать режим дня с
учётом
своей
учебной
и
внешкольной
деятельности,
показателей своего здоровья,
физического
развития
и
физической подготовленности.

Способы
физкультурной
деятельности

отбирать
и
выполнять
комплексы
упражнений
для
утренней
зарядки
и
физкультминуток в соответствии
с изученными правилами;
- организовывать и проводить
подвижные игры и соревнования
во время отдыха на открытом
воздухе
и
в
помещении
(спортивном зале и местах
рекреации), соблюдать правила
взаимодействия с игроками;
измерять
показатели
физического
развития
(рост,
масса)
и
физической
подготовленности
(сила,
быстрота,
выносливость,
гибкость), вести систематические
наблюдения за их динамикой.

- выполнять упражнения по
коррекции
и
профилактике
нарушения зрения и осанки,
упражнения
на
развитие
физических
качеств
(силы,
быстроты,
выносливости,
координации,
гибкости);
оценивать величину нагрузки
(большая, средняя, малая) по
частоте пульса (с помощью
специальной таблицы);
- выполнять тестовые упражнения
на
оценку
динамики
индивидуального
развития
основных
физических
качеств;
Физическое
выполнять
организующие
совершенствова строевые команды и приёмы;
ние
выполнять
акробатические
упражнения (кувырки, стойки,
перекаты);
выполнять
гимнастические
упражнения
на
спортивных
снарядах (низкие перекладина и
брусья,
напольное
гимнастическое бревно);
- выполнять легкоатлетические
упражнения
(бег,
прыжки,
метания и броски мяча разного
веса и объёма);
- выполнять игровые действия и
упражнения из подвижных игр
разной
функциональной

- вести тетрадь по физической
культуре с записями режима дня,
комплексов
утренней
гимнастики, физкультминуток,
общеразвивающих
упражнений
для индивидуальных занятий,
результатов
наблюдений
за
динамикой основных показателей
физического
развития
и
физической подготовленности;
- целенаправленно отбирать
физические
упражнения
для
индивидуальных
занятий
по
развитию физических качеств;
- выполнять простейшие приёмы
оказания доврачебной помощи
при травмах и ушибах.

- сохранять правильную осанку,
оптимальное телосложение;
- выполнять эстетически красиво
гимнастические
и
акробатические комбинации;
- играть в баскетбол, футбол и
волейбол
по
упрощённым
правилам;
выполнять
тестовые
нормативы
по
физической
подготовке;
плавать,
в
том числе
спортивными способами;
- выполнять передвижения на
лыжах (для снежных регионов
России).

направленности;
- подготовка к выполнению
нормативов
Всероссийского
физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО)»
Требования к
результатам
обучения и
освоению
содержания
курса
в начальной
школе

Обеспечивает:
формирование личностных УУД:
• основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства
гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;
• освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять
на себя ответственность;
• развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на
основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и
физические ресурсы, стрессоустойчивости;
• освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
«Физическая культура» как учебный предмет способствует:
 в области регулятивных действий развитию умений планировать, регулировать,
контролировать и оценивать свои действия;
 в области коммуникативных действий развитию взаимодействия, ориентации
на партнёра, сотрудничеству и кооперации (в командных видах спорта —
формированию умений планировать общую цель и пути её достижения;
договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций
и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты;
осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и
поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения
общего результата);
«Физическая культура» как учебный предмет обеспечивает:
 подготовку к выполнению нормативов Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».