Русский язык, 1-4 классы

АННОТАЦИЯ
к рабочим программам по русскому языку
(начальное общее образование)
Цели
изучения
русского
языка в
начальной
школе

Учебник

Цели и задачи курса В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка
реализует познавательную и социокультурную цели: # познавательная цель предполагает
формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины
мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой
основе знаково-символического и логического мышления учеников; # социокультурная цель
изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся –
развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Для достижения
поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение
следующих практических задач: # развитие речи, мышления, воображения школьников, умения
выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; # освоение
первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; # овладение умениями
правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические
высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема; # воспитание
позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к
сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку,
стремления совершенствовать свою речь. В начальном обучении предмет «Русский язык»
занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета
«Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении
русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным
предметам.
1 классы
Школа России
Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука, в 2-х частях, 2011
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык, в 2-х частях, 2011
2 классы
Школа России

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. В 2-х частях. +СД 2012.
3 классы
Школа России

Канакина В.П. , Горецкий В.Г. Русский язык. В 2-х частях. +СД 2013
4 классы
Школа России

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. В 2-х частях. +СД 2014
Объём (часов
в год)
Содержание

1 класс – 136 часа
2 класс – 136 часов
3 класс – 136 часов
4 класс – 136 часов
Виды речевой
деятельности

Слушание.
Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в
предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его
содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и
условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение
умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и
т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями
в соответствии с учебной задачей (описание, повествование,
рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного
и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной
интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью
нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной

Обучение грамоте

Систематический
курс

в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе
информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания,
языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в
системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом
с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы.
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными
правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и
прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших
собственных текстов (сочинений) по интересным детям тематике (на
основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин,
серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его
значения. Установление числа и последовательности звуков в слове.
Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных,
согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная
произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места
ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение
позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как
показатель твёрдости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю,
я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного
звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми
словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу
ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и
коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со
знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на
материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с
орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля
при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие
мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве
классной доски. Овладение начертанием письменных прописных
(заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов,
предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение
разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и
предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между
словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения,
материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение
слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение
их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после шипящих (ча — ща, чу — щу, жи — ши);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах
собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном
чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших
рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок,
материалам собственных игр, занятий, наблюдений
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков.
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение

мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по
твёрдости—мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих
звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости
согласных звуков. Определение качественной характеристики звука:
гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный
твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой,
парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение
звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного
русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и
мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и
ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в
словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в
словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных
графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их
последовательности. Использование алфавита при работе со словарями,
справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление
слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова
по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и
переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи
синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные
(однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных
форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и
синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания,
корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых
слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование
однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по
составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и
служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение
опознавать имена собственные. Различение имён существительных,
отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён
существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение
существительных по числам. Изменение существительных по падежам.
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.
Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му
склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение
прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные
местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2,
3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных
местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола.
Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что
делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам
и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы
определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение).
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция
предлогов: образование падежных форм имён существительных и
местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание
их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной
окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение
главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение
главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при
помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и
предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с
однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование
интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов выбора написания в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
- сочетания чк—чн, чт, щн;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном
перечне слов); ·гласные и согласные в неизменяемых на письме
приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож,
рожь, мышь);
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица
единственного числа (пишешь, учишь);
- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи.
Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит
общение.
Практическое овладение диалогической формой речи.
Выражение собственного мнения, его аргументация.
Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо
владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на
определённую тему с использованием разных типов речи (описание,
повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.
Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание,
корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам.
Создание собственных текстов по предложенным планам.

Планируемый
результат

Содержательная
линия «Система
языка»

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с
учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной
речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания
определений): изложения подробные и выборочные, изложения с
элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания,
сочинения-рассуждения.
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится: ·различать
- проводить фонетикозвуки и буквы; ·характеризовать звуки
графический (звуко-буквенный)
русского и родного языков: гласные
разбор слова самостоятельно по
ударные/безударные; согласные
предложенному в учебнике
твёрдые/мягкие, парные/непарные
алгоритму,
твёрдые и мягкие; согласные
- оценивать правильность
звонкие/глухие, парные/непарные
проведения фонетикозвонкие и глухие; ·знать
графического (звуко-буквенного)
последовательность букв в русском и
разбора слов.
родном алфавитах, пользоваться
алфавитом для упорядочивания слов и
поиска нужной информации
- соблюдать нормы русского и
родного литературного языка в
собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объёме
представленного в учебнике
материала);
Раздел «Орфоэпия»
- находить при сомнении в
правильности постановки
ударения или произношения
слова ответ самостоятельно
(по словарю учебника) либо
обращаться за помощью (к
учителю, родителям и др.)
- научиться разбирать по
Раздел «Состав слова (морфемика)
составу слова с однозначно
- различать изменяемые и
выделяемыми морфемами в
неизменяемые слова;
соответствии с предложенным
- различать родственные
в учебнике алгоритмом,
(однокоренные) слова и формы слова;
- оценивать правильность
- находить в словах окончание,
проведения разбора слова по
корень, приставку, суффикс.
составу
- подбирать синонимы для
устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для
точной характеристики
предметов при их сравнении;
Раздел «Лексика»
- различать употребление в
- выявлять слова, значение которых
тексте слов в прямом и
требует уточнения;
переносном значении (простые
- определять значение слова по тексту
случаи);
или уточнять с помощью толкового
- оценивать уместность
словаря.
использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда
предложенных для успешного
решения коммуникативной
задачи
- проводить морфологический
Раздел «Морфология»
- определять грамматические
разбор имён существительных,
признаки имён существительных —
имён прилагательных, глаголов
род, число, падеж, склонение;
по предложенному в учебнике

- определять грамматические
признаки имён прилагательных —
род, число, падеж;
- определять грамматические
признаки глаголов — число, время,
род (в прошедшем времени), лицо (в
настоящем и будущем времени),
спряжение.

Раздел «Синтаксис»
- различать предложение,
словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи
смысловых вопросов связь между
словами в словосочетании и
предложении;
- классифицировать предложения по
цели высказывания, находить
повествовательные/побудительные/во
просительные предложения;
- определять
восклицательную/невосклицательную
интонацию предложения;
- находить главные и второстепенные
(без деления на виды) члены
предложения;
- выделять предложения с
однородными членами.

Содержательная
линия
«Орфография
и
пунктуация»

- применять правила правописания (в
объёме содержания курса);
- определять (уточнять) написание
слова по орфографическому словарю;
- безошибочно списывать текст
объёмом 80—90 слов;
- писать под диктовку тексты объёмом
75—80 слов в соответствии с
изученными правилами правописания;
- проверять собственный и
предложенный текст, находить и
исправлять орфографические и
пунктуационные ошибки.

Содержательная
линия «Развитие
речи»

- оценивать правильность
(уместность) выбора языковых и
неязыковых средств устного общения
на уроке, в школе, в быту, со
знакомыми и незнакомыми, с людьми
разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни
нормы речевого этикета и правила
устного общения (умение слышать,
точно реагировать на реплики,
поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение,
аргументировать его с учётом
ситуации общения;
- самостоятельно озаглавливать текст;

алгоритму;
- оценивать правильность
проведения морфологического
разбора;
- находить в тексте такие
части речи, как личные
местоимения и наречия,
предлоги вместе с
существительными и личными
местоимениями, к которым они
относятся, союзы и, а, но,
частицу не при глаголах.

- различать второстепенные
члены предложения —
определения, дополнения,
обстоятельства;
- выполнять в соответствии с
предложенным в учебнике
алгоритмом разбор простого
предложения (по членам
предложения, синтаксический),
оценивать правильность
разбора;
- различать простые и сложные
предложения.

- осознавать место возможного
возникновения орфографической
ошибки;
- подбирать примеры с
определённой орфограммой;
- при составлении собственных
текстов перефразировать
записываемое, чтобы избежать
орфографических и
пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками
осознавать причины появления
ошибки и определять способы
действий, помогающих
предотвратить её в
последующих письменных
работах.
- создавать тексты по
предложенному заголовку;
- подробно или выборочно
пересказывать текст;
- пересказывать текст от
другого лица;
- составлять устный рассказ на
определённую тему с
использованием разных типов
речи: описание, повествование,
рассуждение;
- анализировать и
корректировать тексты с
нарушенным порядком
предложений, находить в

- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные
открытки, записки и другие
небольшие тексты для конкретных
ситуаций общения.

Требования к
результатам
обучения и
освоения
содержания
курса в
начальной
школе

тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в
которых допущены нарушения
культуры речи;
- анализировать
последовательность
собственных действий при
работе над изложениями и
сочинениями и соотносить их с
разработанным алгоритмом;
- оценивать правильность
выполнения учебной задачи:
соотносить собственный текст
с исходным (для изложений) и с
назначением, задачами,
условиями общения (для
самостоятельно создаваемых
текстов);
- соблюдать нормы речевого
взаимодействия при
интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта,
Интернет и другие виды и
способы связи).
Личностные результаты: Основы российской гражданской идентичности; чувство гордости за
свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной
принадлежности, ценности многонационального российского общества; гуманистические и
демократические ценностные ориентации.
1) Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий.
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
3) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
и формирование личностного смысла учения.
5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
6) эстетические потребности, ценности и чувства.
7) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,
понимание и сопереживание чувствам других людей.
8) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
9) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на
результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.
При изучении курса «Русский язык» в соответствии с требованиями ФГОС формируются
следующие метапредметные результаты:
1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления.
2) Способы решения проблем творческого и поискового характера.
3) Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата.
4) Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7) Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и

познавательных задач.
8) Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том
числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с
графическим сопровождением.
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
10) логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установление аналогий и причинно- следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям.
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения.
12) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в
том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
1) Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры
и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для
решения познавательных, практических и коммуникативных задач


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».