Окружающий мир, 1-4 классы

АННОТАЦИЯ
к рабочим программам по окружающему миру
(начальное общее образование)
Цели
изучения
Окружающего
мира в
начальной
школе

Учебник

Объем (часов
в год)
Содержание

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной
картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного
познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми,
обществом и природой.
Задачи:
1) развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем
мире;
2) ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;
3) усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях
окружающего мира;
4) освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов
учебной деятельности;
5) воспитание у учащихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему
живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей,
уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного,
экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
1 классы
Школа России
Плешаков А.А. Окружающий мир. В 2-х частях. +СД 2011.
2 классы
Школа России
Плешаков А.А. Окружающий мир. В 2-х частях. +СД 2012.
3 классы
Школа России
Плешаков А.А Окружающий мир. В 2-х частях. +СД 2013
4 классы
Школа России
Плешаков А.А Окружающий мир. В 2-х частях. +СД 2014
1 класс – 66 часов
2 класс – 68 часов
3 класс – 68 часов
4 класс - 68 часов
Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные
Человек и
объекты и предметы, созданные человеком.
природа
Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные
размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад,
листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь,
гроза.
Вещество - то, из чего состоят все природные объекты и предметы.
Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры
веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла
для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о форме и
размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план.
Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.
Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на
местности.
Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли

вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном
крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер).
Наблюдение за погодой своего края.
Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование
человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на
основе наблюдений).
Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений,
животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе,
значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное
отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного
края (2-3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни
человека.
Растения, их разнообразие.Части растения (корень, стебель, лист, цветок,
плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух,
вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья,
кустарники, травы. Дикорастущиеи культурные растения. Роль растений в
природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных
(воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.
Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные,
всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие
и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к животным. Животные родного края, их названия,
краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём - единство живой и неживой природы (солнечный свет,
воздух, вода, почва, растения, животные).
Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения - пища
и укрытие для животных; животные -распространители плодов и семян
растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные
сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны
(климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Этическое и эстетическое значение природы в жизни
человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством
практической деятельности. Народный календарь (приметы,
поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу
(в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в
природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их
роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные
представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в
охране природы. Личная ответственность каждого

Человек и
общество

человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы
чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.
Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная
ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья
окружающих еголюдей. Внимание, уважительное отношение к людям с
ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и
связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности
общества.
Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того,
как складывается и развивается культура общества и каждого его члена.
Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и
религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с
другими людьми. Культура общения с представителями разных
национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи,
умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека:
общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.
Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых,
больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи.
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы
родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в
семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к
учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и
мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.
Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками,
культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к
сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь
им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно
значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей.
Личная ответственность человека за результаты своего труда и
профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный,
воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и
видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Избирательность при пользовании средствами массовой информации в
целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое
содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная
символика России: Государственный герб России, Государственный флаг
России, Государственный гимн России; правила поведения при
прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской
Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность
главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие
граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной

Правила
безопасной
жизни

солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между
соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8
Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей,
День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты
своего региона.
Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни России.
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь,
Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий,
связанных с Москвой (основание Москвы, строительство
Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец,
памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.),
города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Главный город родного края: достопримечательности, история и
характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их
обычаи, характерные особенности быта (по выбору).
Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм.
Уважительное отношение к своему и другим народам,
их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на
основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край - частица России. Родной город (населённый пункт), регион
(область, край, республика): название, основные достопримечательности;
музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей
родного края, их профессии.
Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи,
характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.
Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды:
Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР,
Российская Федерация.
Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей
в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как
носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и
культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры
своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран,
народов, религий на Земле. Знакомство с 3-4 (несколькими) странами (с
контрастными особенностями): название, расположение на политической
карте, столица, главные достопримечательности.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная
гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого
человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного
здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при
лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в
лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности,
основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг
каждого человека.

Планируемый
результат

Человек и
природа

Выпускник научится:
- узнавать изученные объекты и
явления живой и неживой природы;
- описывать на основе
предложенного плана изученные
объекты и явления живой и неживой
природы, выделять их существенные
признаки;
- сравнивать объекты живой и
неживой природы на основе
внешних признаков или известных
характерных свойств и проводить
простейшую классификацию
изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения
в окружающей среде и ставить
опыты, используя простейшее
лабораторное оборудование и
измерительные приборы; следовать
инструкциям и правилам техники
безопасности при проведении
наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные
тексты (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в
контролируемом Интернете) с
целью поиска информации, ответов
на вопросы, объяснений, создания
собственных устных или
письменных высказываний;
- использовать различные
справочные издания (словарь по
естествознанию, определитель
растений и животных на основе
иллюстраций, атлас карт, в том числе
и компьютерные издания) для
поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели
(глобус, карта, план) для объяснения
явлений или описания свойств
объектов;
- обнаруживать простейшие
взаимосвязи между живой и неживой
природой, взаимосвязи в живой
природе; использовать их для
объяснения необходимости
бережного отношения к природе;
- определять характер
взаимоотношений человека и
природы, находить примеры влияния
этих отношений на природные
объекты, здоровье и безопасность
человека;
- понимать необходимость здорового
образа жизни, соблюдения
правил безопасного поведения;
использовать знания о строении и

Выпускник получит возможность
научиться:
- использовать при проведении
практических работ инструменты
ИКТ (фото- и видеокамеру,
микрофон и др.) для записи и
обработки информации,
готовить небольшие презентации по
результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и
отдельные процессы реального мира
с использованием виртуальных
лабораторий и механизмов,
собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и
необходимость нести
ответственность за её сохранение,
соблюдать правила экологичного
поведения в школе и в быту
(раздельный сбор мусора,
экономия воды и электроэнергии) и
природной среде;
- пользоваться простыми навыками
самоконтроля самочувствия для
сохранения здоровья, осознанно
соблюдать режим дня, правила
рационального питания и личной
гигиены;
- выполнять правила безопасного
поведения в доме, на улице,
природной среде, оказывать первую
помощь при несложных несчастных
случаях;
- планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в
процессе познания окружающего
мира в соответствии с
поставленной задачей и условиями её
реализации.

Требования к
результатам
обучения и
освоению
содержания
курса
в начальной
школе

функционировании организма
человека для сохранения и
укрепления своего здоровья.
Человек и
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность
- узнавать государственную
общество
научиться:
символику Российской Федерации и - осознавать свою неразрывную
своего региона; описывать
связь с разнообразными
достопримечательности столицы и
окружающими социальными
родного края; находить на карте
группами;
мира Российскую Федерацию, на
- ориентироваться в важнейших для
карте России Москву, свой регион и
страны и личности событиях и
его главный город;
фактах прошлого и
- различать прошлое, настоящее,
настоящего; оценивать их
будущее; соотносить изученные
возможное влияние на будущее,
исторические события с датами,
приобретая тем самым чувство
конкретную дату с веком; находить
исторической перспективы;
место изученных событий на «ленте
- наблюдать и описывать
времени»;
проявления богатства
- используя дополнительные
внутреннего мира человека в его
источники информации (на
созидательной деятельности на
бумажных и электронных носителях, благо семьи, в интересах
в том числе в контролируемом
образовательного учреждения,
Интернете), находить факты,
профессионального сообщества,
относящиеся к образу жизни,
этноса, нации, страны;
обычаям и верованиям
- проявлять уважение и готовность
своих предков; на основе
выполнять совместно
имеющихся знаний отличать
установленные договорённости и
реальные исторические факты от
правила, в том числе правила
вымыслов;
общения со взрослыми и
- оценивать характер
сверстниками в официальной
взаимоотношений людей в
обстановке, участвовать в
различных социальных группах
коллективной коммуникативной
(семья, группа сверстников, этнос), в деятельности в информационной
том числе с позиции развития
образовательной среде;
этических чувств,
- определять общую цель в
доброжелательности и
совместной деятельности и пути её
эмоционально-нравственной
достижения, договариваться о
отзывчивости, понимания чувств
распределении функций и ролей,
других людей и сопереживания им;
осуществлять взаимный контроль в
- использовать различные
совместной деятельности,
справочные издания (словари,
адекватно оценивать собственное
энциклопедии, включая
поведение и поведение окружающих.
компьютерные) и детскую
литературу о человеке
и обществе с целью поиска
познавательной информации,
ответов на вопросы, объяснений, для
создания собственных устных или
письменных высказываний.
Личностные результаты:
1) основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский
народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности
многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные
ориентации.
2) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий.
3) уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
и формирование личностного смысла учения.
6) самостоятельность и личная ответственность за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7) эстетические потребности, ценности и чувства.
8) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
понимание и сопереживание чувствам других людей.
9) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления.
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3) умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата.
4) умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Достижения успешного результата. В
качестве примера можно привести задание в теме.
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6) способность использовать знаково-символические средства представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных
технологий (ИКТ) для решения коммуникативных
и познавательных задач.
8) овладение логическими действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории,
культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение,
опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от
окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем
мире.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».