Литературное чтение, 1 -4 класс

АННОТАЦИЯ
к рабочим программам по литературному чтению
(начальное общее образование)
Цели
изучения
литературного
чтения в
начальной
школе

Учебник

Объем (часов
в год)
Содержание

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в
системе образования младших школьников;
совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с
разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной
читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений;
формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное
произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов
многонациональной России и других стран.
1 классы
Школа России
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. В 2-х частях .2011.
2 классы
Школа России
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. В 2-х частях. +СД
2012.
3 классы
Школа России
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. В 2-х частях. +СД
2013
4 классы
Школа России
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. В 2-х частях. +СД
2014
1 класс – 132 часа
2 класс – 136 часа
3 класс – 136 часа
4 класс – 136 часов
Виды речевой и
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение
читательской
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи,
деятельности
умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения,
определение последовательности событий, осознание цели речевого
высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научнопознавательному и
художественному произведению.
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному
Чтение
осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость
чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное
увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп
беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и
интонационных норм
чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков
препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу
текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объёму и жанру произведений).

Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое,
выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания,
дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах
текста: художественных, учебных, научнопопулярных — и их сравнение. Определение целей создания этих видов
текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление
текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными
видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы,
выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по
ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как
источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало
книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная,
справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист,
аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная,
художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочноиллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание
сочинений, периодическая печать, справочные издания
(справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого
доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог.
Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и
справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение
особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств
языка (с помощью учителя).
Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих
нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации
поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине
в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем,
идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное
воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка:
последовательное воспроизведение эпизода с использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя),
рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и
выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью
учителя), мотивы поступка персонажа.
Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление
авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет,
имён героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные
через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Говорение
(культура
речевого
общения)

Письмо
(культура
письменной речи)

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента,
выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный
пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли
каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста,
составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов,
в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту:
характеристика героя произведения (отбор слов, выражений
в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия
(выбор слов, выражений в тексте, позволяющих
составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление
эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной
окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с
его содержанием. Определение особенностей учебного и научнопопулярного текста (передача информации). Понимание
отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд,
библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам).
Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста:
установление причинно-следственных связей. Определение
главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем.
Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма
деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой
на ключевые слова, модель, схему. Подробный
пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании
текста).
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения:
понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по
тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме
высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному,
научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство
собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт.
Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.
Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных
произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного
запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое
высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по
предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение
основной мысли текста в высказывании.
Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики
научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача
впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения,
изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение,
повествование). Самостоятельное построение плана собственного
высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического
высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных
его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам
либо на заданную тему.
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение
темы, места действия, характеров героев), использование
в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы,

Круг детского
чтения

Литературоведческая
пропедевтика
(практическое
освоение)

Творческая
деятельность
обучающихся (на
основе
литературных
произведений)

сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание,
рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Произведения устного народного творчества разных народов России.
Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков
детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом
многонационального характера России) и зарубежной литературы,
доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая,
фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая
литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о
Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле,
юмористические произведения.
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с
помощью учителя) средств выразительности:
синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,
художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема;
герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к
герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных
видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет,
интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы
(колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки,
загадки) - узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о
животных, бытовые, волшебные). Художественные
особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная
(авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях
построения и выразительных средствах.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование,
драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными
способами работы с деформированным текстом и использование их
(установление причинно-следственных связей, последовательности событий:
соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами
сочинения, создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по
серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Планируемый
результат

Виды речевой и
читательской
деятельности

Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для
дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение как источник
эстетического, нравственного,
познавательного опыта; понимать цель чтения:
удовлетворение читательского интереса и
приобретение опыта чтения, поиск фактов и
суждений, аргументации, иной информации;
- читать со скоростью, позволяющей понимать
смысл прочитанного;
- различать на практическом уровне виды
текстов (художественный, учебный,
справочный), опираясь на особенности
каждого вида текста;
- читать (вслух) выразительно доступные для
данного возраста прозаические произведения и
декламировать стихотворные произведения
после предварительной подготовки;
- использовать различные виды чтения:
ознакомительное, поисковое, выборочное;
выбирать нужный вид чтения в соответствии с
целью чтения;
- ориентироваться в содержании
художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при
чтении вслух и про себя, при прослушивании):
определять главную мысль и героев
произведения; тему и подтемы (микротемы);
основные события и устанавливать их
последовательность; выбирать из текста или
подбирать заголовок, соответствующий
содержанию и общему смыслу текста;
отвечать на вопросы и задавать вопросы
по содержанию произведения; находить в
тексте требуемую информацию (конкретные
сведения, факты, заданные в явном виде);
- использовать простейшие приёмы анализа
различных видов текстов (делить текст на
части, озаглавливать их; составлять простой
план; устанавливать взаимосвязь между
событиями, поступками героев,
явлениями, фактам и, опираясь на содержание
текста; находить средства
выразительности: сравнение, олицетворение,
метафору, эпитет, определяющие отношение
автора к герою, событию;
- использовать различные формы
интерпретации содержания текстов
(формулировать, основываясь на тексте,
простые выводы; понимать
текст, опираясь не только на содержащуюся в
нём информацию, но и на жанр, структуру,
язык; пояснять прямое и переносное значение
слова, его многозначность с опорой на
контекст, целенаправленно пополнять на
этой основе свой активный словарный запас;

Выпускник получит
возможность научиться:
- воспринимать
художественную
литературу как вид
искусства;
- предвосхищать
содержание текста по
заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
- выделять не только
главную, но и избыточную
информацию;
- осмысливать
эстетические и
нравственные
ценности
художественного текста
и высказывать
суждение;
- определять авторскую
позицию и высказывать
отношение к герою и его
поступкам;
- отмечать изменения
своего эмоционального
состояния в процессе
чтения литературного
произведения;
- оформлять свою мысль в
монологическое
речевое высказывание
небольшого объёма
(повествование, описание,
рассуждение): с опорой на
авторский текст, по
предложенной теме или
отвечая на вопрос;
- высказывать
эстетическое и
нравственноэтическое суждение и
подтверждать
высказанное
суждение примерами из
текста;
- делать выписки из
прочитанных текстов для
дальнейшего
практического
использования.

Круг детского
чтения

Литературоведч
еская
пропедевтика

устанавливать связи, отношения, не
высказанные в тексте напрямую, например,
соотносить ситуацию и поступки героев,
объяснять (пояснять) поступки героев,
соотнося их с содержанием текста);
- ориентироваться в нравственном содержании
прочитанного, самостоятельно делать выводы,
соотносить поступки героев с
нравственными нормами;
- передавать содержание прочитанного или
прослушанного с учётом специфики научнопознавательного, учебного и художественного
текстов в виде пересказа (полного, краткого
или выборочного);
- участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста
(задавать вопросы, высказывать и
обосновывать собственное мнение, соблюдать
правила речевого этикета), опираясь на текст
или собственный опыт.
Выпускник научится:
- ориентироваться в книге по названию,
оглавлению, отличать сборник произведений
от авторской книги;
- самостоятельно и целенаправленно
осуществлять выбор книги в
библиотеке по заданной тематике, по
собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор,
название, тема книги, рекомендации к чтению)
на литературное произведение по заданному
образцу;
- пользоваться алфавитным каталогом,
самостоятельно пользоваться
соответствующими возрасту словарями и
справочной литературой.

Выпускник научится:
- сравнивать, сопоставлять художественные
произведения разных жанров, выделяя два-три
существенных признака (отличать
прозаический текст от стихотворного;
распознавать особенности построения
фольклорных форм: сказки, загадки,
пословицы).

Выпускник получит
возможность научиться:
- ориентироваться в мире
детской литературы
на основе знакомства с
выдающимися
произведениями
классической и
современной
отечественной и
зарубежной литературы;
- определять
предпочтительный круг
чтения,
исходя из собственных
интересов и
познавательных
потребностей;
- писать отзыв о
прочитанной книге;
- работать с
тематическим каталогом;
- работать с детской
периодикой.
Выпускник получит
возможность научиться:
- сравнивать,
сопоставлять различные
виды
текстов, используя ряд
литературоведческих
понятий (фольклорная и
авторская литература,
структура текста, герой,
автор) и средств
художественной
выразительности

Творческая
деятельность

Требования к
результатам
обучения и
освоению
содержания
курса
в начальной
школе

Выпускник научится:
- читать по ролям литературное произведение;
- создавать текст на основе интерпретации
художественного произведения, репродукций
картин художников, по серии иллюстраций к
произведению или на основе личного опыта;
- реконструировать текст, используя
различные способы работы с
«деформированным» текстом:
восстанавливать последовательность
событий, причинно-следственные связи.

(сравнение, олицетворение,
метафора, эпитет);
- создавать прозаический
или поэтический
текст по аналогии на
основе авторского текста,
используя средства
художественной
выразительности (в том
числе из текста).
Выпускник получит
возможность научиться:
- творчески пересказывать
текст (от лица
героя, от автора),
дополнять текст;
- создавать иллюстрации
по содержанию
произведения;
- работать в группе,
создавая инсценировки по
произведению, сценарии,
проекты;
- создавать собственный
текст (повествование–по
аналогии, рассуждение –
развёрнутый ответ на
вопрос; описание –
характеристика героя).

Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление
гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского
общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и
чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной
литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных
задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях,
энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и
составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения
рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право
каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать
собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и
передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и
её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о
добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение
осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в
их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя
самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинноследственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части,
озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать
произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть
некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение
- письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на
прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на
основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на
основе личного опыта.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».