Положение о рабочей программе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Быньги
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 01.04._2019г.

Утверждаю:
Директор МАОУ СОШ с. Быньги
______________С. А. Иванцова
Приказ №30-Д от 01.04.2019

ПОЛОЖЕНИЕ
о Рабочей программе учебного предмета (курса) основной
общеобразовательной программы начального общего образования,
основной общеобразовательной программы основного общего
образования и основной общеобразовательной программы среднего
общего образования
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о Рабочей программе учебного предмета
(курса) основной общеобразовательной программы начального общего
образования, основной общеобразовательной программы основного общего
образования и основной общеобразовательной программы среднего общего
образования (далее – Рабочая программа), разработано в соответствии с
Федеральным законом
№ 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в
Российской Федерации» (п.3.6. ст.28, п.5 ст.12, п.9 ст.2), в соответствии с
требованиями федерального компонента образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ
№ 1089 от 05.03.2004г. (в актуальной редакции приказов об изменении и
дополнении),
в
соответствии
с
Федеральным Государственным
образовательным стандартом начального общего образования и основного
общего образования (далее ФГОС), утвержденным приказами Министерства
образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. и № 1897от 17.12.2010г. (в
актуальной редакции приказов об изменении и дополнении), Уставом
МАОУ СОШ с. Быньги.
1.2. Настоящее Положение определяет структуру, порядок разработки и
утверждения Рабочей программы учебного предмета (курса).
1.3. Рабочая программа, утвержденная организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, - это локальный нормативный документ,
определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета,
требования к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования обучающимися, основной образовательной
программы основного общего образования и основной образовательной
программы среднего общего образования обучающимися в соответствии с
ФГОС и ФК ГОС в условиях МАОУ СОШ с.Быньги.

1.4. К Рабочим программам, которые в совокупности определяют
содержание деятельности МАОУ СОШ с. Быньги в рамках реализации
образовательной программы, относятся:
- программы по учебным предметам;
- программы внеурочной деятельности;
- программы элективных курсов, курсов по выбору;
- программы факультативных занятий.
1.5. Рабочая программа, как компонент основной образовательной
программы образовательного учреждения, является средством фиксации
содержания образования, планируемых результатов, системы оценки на
уровне учебных предметов, предусмотренных учебным планом МАОУ СОШ
с. Быньги.
1.6. Цель Рабочей программы — создание условий для планирования,
организации и управления образовательным процессом по определенному
учебному предмету (предметной области). Рабочие программы отдельных
учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы МАОУ СОШ с.
Быньги.
Задачи Рабочей программы:
 сформировать представление о практической реализации ФК ГОС и
ФГОС при изучении конкретного предмета;
 определить содержание, объем, порядок изучения учебных предметов с
учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса
образовательного учреждения и контингента обучающихся.
1.7. Рабочая программа выполняет следующие функции:
- является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном
объеме;
- определяет содержание образования по учебному предмету;
- обеспечивает преемственность содержания образования по учебному
предмету;
- реализует принцип интегративного подхода в содержании образования;
- создает условия для реализации системно-деятельностного подхода;
- обеспечивает достижение планируемых результатов каждым
обучающимся.
1.8. Педагоги МАОУ СОШ с. Быньги имеют право на творческую
инициативу, разработку и применение авторских программ и методов
обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы
отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); право на выбор
учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и
воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке,
установленном законодательством об образовании (п.3 части 3 статьи 47
Федерального закона № 273-ФЗ).
1.9.Педагоги МАОУ СОШ с. Быньги обеспечивают в полном объеме
реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модуля)

в соответствии с утвержденной рабочей программой ( п.1 части 1 статьи 48
Федерального закона № 273-ФЗ).
1.10. Администрация школы осуществляет контроль реализации рабочих
программ в соответствии с планом внутришкольного контроля.
2. Разработка рабочей программы
2.1. Разработка и утверждение рабочих программ относится к
компетенции
образовательного
учреждения
и
реализуется
им
самостоятельно.
2.2. Рабочая программа разрабатывается группой учителей или учителем
индивидуально с учетом особенностей класса и уровня изучения предмета.
2.3. Рабочие программы составляются на уровень образования. Рабочая
программа по курсу (элективному, факультативному, внеурочной
деятельности) может составляться учителем-предметником, педагогом
дополнительного образования на учебный год.
2.4. Рабочая программа составляется в двух экземплярах: один является
структурным элементом образовательной программы, второй хранится у
учителя.
2.5. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы
должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
- федеральному компоненту государственного образовательного
стандарта, или федеральному государственному образовательному
стандарту;
- примерной программе по учебному предмету, курсу (или авторской
программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
-основным общеобразовательным программам начального, основного
или среднего общего образования.
2.6. Рабочая программа является основой для создания учителем
календарно-тематического планирования на каждый учебный год.
2.7. Учитель в рабочей программе по предмету, курсу распределяет часы
по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые
примерные учебные программы, учебно-методические комплекты и
индивидуальные особенности обучающихся.
2.8. Рабочая программа является обязательным документом для
административного контроля полного освоения содержания учебного
предмета обучающимися и достижения ими планируемых результатов.
3. Оформление и структура Рабочей программы по ФГОС
3.1. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны
обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального и основного общего образования.
Рабочие программы учебных предметов, курсов разрабатываются на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального и основного общего образования с учетом программ,
включенных в ее структуру.

3.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
-планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
-содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.
3.3. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны
содержать:
-результаты освоения курса внеурочной деятельности;
-содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности;
- тематическое планирование.
3.4. Структура Рабочей программы МАОУ СОШ с. Быньги состоит из
следующих обязательных разделов:
- Титульный лист
- Пояснительная записка.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
- Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации
учебных занятий.
- Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы.
- Календарно-тематическое планирование (КТП), с указанием
количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
3.5. Рабочая программа должна быть оформлена по образцу, аккуратно,
без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе
Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал
одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 1- 2 см;
центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств
Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы
приложения. Тематическое планирование представляется в виде таблицы.
Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных
выходных данных (города и названия издательства, года выпуска).
4. Оформление и структура Рабочей программы по ФК ГОС.
4.1. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны
обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы основного и среднего общего образования.
Рабочие программы учебных предметов, курсов разрабатываются на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного и среднего общего образования с учетом программ, включенных в
ее структуру.
4.2. Структура Рабочей программы МАОУ СОШ с. Быньги состоит из
следующих разделов:
- Титульный лист
- Пояснительная записка.

- Требования к уровню усвоения предмета;
- Учебно-тематический план;
- Содержание тем учебного курса (в соответствии с ФК ГОС);
- Контроль уровня обученности;
- Перечень литературы и средств обучения;
- Календарно-тематическое планирование (КТП), с указанием
количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
4.3. Рабочая программа должна быть оформлена по образцу, аккуратно,
без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе
Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал
одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 1- 2 см;
центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств
Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы
приложения. Тематическое планирование представляется в виде таблицы.
Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием полных
выходных данных (города и названия издательства, года выпуска).
5. Содержание элементов Рабочей программы:
Элементы
Содержание элементов Рабочей программы
Рабочей
программы
Титульный - полное наименование ОО (согласно Устава МАОУ СОШ с.
лист
Быньги);
- грифы рассмотрения (с указанием номера протокола и
даты рассмотрения), согласования, утверждения Рабочей
программы (с указанием номера и даты приказа и подписью
директора МАОУ СОШ с. Быньги);
- название учебного предмета, для изучения которого
написана программа;
- указание класса, где реализуется Рабочая программа;
- фамилия, имя и отчество учителя, составителя Рабочей
программы, квалификационная категория, либо указывается
коллектив составителей;
- год разработки Рабочей программы.
Образец оформления Титульного листа – Приложение № 1
Пояснительная 1. нормативные правовые документы, на основании
записка
которых разработана данная Рабочая программа (ФГОС,
(на уровень ФК ГОС, ООП, Учебный план МБОУ СОШ с. Быньги и
обучения)
другие);
2. сведения о программах, которые учитывались при
разработке Рабочей программы (примерная программа по
предмету, рабочая программа авторов-разработчиков с
указанием выходных данных);
3. цели и задачи, решаемые при реализации Рабочей

программы;
4. информация об используемом УМК (особенности его
содержания и структуры);
5. информация о количестве учебных часов, на которое
рассчитана Рабочая программа (в соответствии с учебным
планом, годовым календарным графиком), в том числе о
количестве
обязательных
часов
для
проведения
лабораторно-практических, контрольных уроков, а также
(при необходимости) часов, отведенных на экскурсии,
проекты, исследования;
6. приоритетные виды и формы контроля;
7. сроки реализации Рабочей программы;
8. структура Рабочей программы (состоит из…);
Планируемые - личностные, метапредметные и предметные результаты
результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в
освоения
соответствии с требованиями ФГОС и авторской
конкретного программы конкретизируются для каждого класса;
учебного
- контрольно-измерительные материалы;
предмета,
-указывается основной инструментарий для оценивания
курса (на класс результатов.
и на уровень
обучения)
Содержание - перечень и название раздела и тем курса;
учебного курса - необходимое количество часов для изучения раздела,
(на класс)
темы;
- краткое содержание учебной темы;
- формы организации учебных занятий.
Тематическое - перечень разделов, тем и последовательность их изучения;
планирование с - количество часов на изучение каждого раздела и каждой
определением темы;
- тема урока;
основных
видов учебной - практическая часть программы;
деятельности - универсальные учебные действия (к разделу);
- основные виды деятельности обучающихся.
(на класс)
Образец оформления Тематического планирования –
ФГОС
Приложение № 2
Требования к - конечная система знаний;
уровню
- перечень умений и навыков (способов деятельности);
усвоения
- перечень проблем, которые обучающиеся должны
предмета
научиться решать, творчески изучая данный предмет.
Требования к уровню усвоения должны быть не ниже
требований, сформулированных в федеральном компоненте
государственного образовательного стандарта.
Учебно- последовательность изучения разделов и тем программы;
тематический -распределение учебных часов по разделам и темам из

план
Содержание
тем учебного
курса (в
соответствии с
ФК ГОС)
Контроль
уровня
обученности

Перечень
литературы и
средств
обучения

расчета максимальной учебной нагрузки.
Образец оформления Учебно-тематического плана –
Приложение № 2
– название темы;
– необходимое количество часов для ее изучения;
– обобщенные требования к знаниям и умениям
обучающихся по теме;
– содержание учебного материала (дидактические
единицы);
– темы практических и лабораторных работ.
- система контролирующих материалов качества знаний,
умений и навыков ( далее – ЗУН), позволяющих оценить
уровень и качество ЗУН обучающихся на входном, текущем
и итоговом этапах изучения предмета.
Средства контроля должны находиться в логической связи
с содержанием учебного материала и соответствовать
требованиям к уровню освоения предмета
- основная и дополнительная учебная литература;
- учебные и справочные пособия;
- учебно-методическая литература;
- перечень рекомендуемых средств обучения.
В библиографическом списке выделяются издания,
предназначенные для учащихся, и литература для учителя
Образец оформления Календарно-тематического плана –
Приложение № 3

Календарнотематическое
планирование
Приложения к - основные понятия курса;
программе - темы проектов;
(на класс)
- темы творческих работ;
- примеры работ и т.п.;
- методические рекомендации и др.

5. Порядок рассмотрения и утверждения рабочей программы
5.1. Разработка и утверждение Рабочей программы относится к
компетенции МАОУ СОШ с. Быньги и реализуется ею самостоятельно.
5.2. Рабочие программы (или изменения в Рабочей программе)
рассматриваются на школьном методическом объединении учителей –
предметников на предмет соответствия требованиям ФК ГОС, ФГОС.
Решение «рекомендовать рабочую программу к утверждению» оформляется
протоколом заседания ШМО.
5.3. Рабочая программа согласовывается заместителем директора по
учебно-воспитательной работе МАОУ СОШ с. Быньги на предмет
соответствия программы учебному плану общеобразовательной организации
и требованиям ФК ГОС, ФГОС, проверяется наличие в федеральном перечне
учебника, предполагаемого к использованию. Рабочая программа

предоставляется заместителю директора по учебно-воспитательной работе в
бумажном и электронном виде к началу учебного года.
5.4. Рабочая программа принимается на заседании педагогического
совета, утверждается руководителем МАОУ СОШ с. Быньги в срок до 1
сентября текущего года.
5.3. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Рабочую
программу выполняются в установленной МАОУ СОШ с.Быньги форме в
течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией
образовательного учреждения и утверждены приказом директора.
5.4. Рабочие программы являются составной частью основной
образовательной программы школы, входят в обязательную нормативную
локальную документацию образовательного учреждения, публикуются на
официальном сайте МБОУ СОШ с. Быньги в разделе «Образование» и
представляются органам управления образованием муниципального уровня,
органам контроля и надзора в сфере образования, педагогическому
коллективу, родительской общественности.
5.5. Директор МАОУ СОШ с. Быньги вправе провести экспертизу
Рабочих программ непосредственно в МБОУ СОШ с. Быньги или с
привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям ФГ ГОС,
ФГОС, примерной программе учебного предмета, утвержденной
Министерством образования и науки РФ (авторской программе, прошедшей
экспертизу и апробацию); федеральному перечню учебников; настоящему
Положению.
5.6. При несоответствии Рабочей программы установленным
требованиям, директор МАОУ СОШ с. Быньги накладывает резолюцию о
необходимости доработки с указанием конкретного срока.
5.7. МАОУ СОШ с. Быньги несет ответственность в соответствии с
действующим законодательством в образовании за реализацию не в полном
объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и
календарным учебным графиком.
6. Делопроизводство
6.1.Администрация
МАОУ
СОШ
с.Быньги
осуществляет
систематический контроль за выполнением Рабочих программ их
практической части, соответствием записей в классном журнале содержанию
Рабочих программ по итогам каждого учебного периода (четверти, года).
6.2. В случае невыполнения Рабочей программы, по итогам проверки,
учитель фиксирует необходимую информацию в листе корректировки в
конце каждого полугодия.
6.3.
Итоги
проверки
Рабочих
программ
подводятся
на
административном совещании.

Приложение № 1

к Положению МАОУ СОШ с. Быньги о Рабочей программе
учебного предмета (курса) основной общеобразовательной
программы начального общего образования, основной
общеобразовательной программы основного общего
образования и основной общеобразовательной программы
среднего общего образования

Образец оформления Титульного листа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Быньги

РАССМОТРЕНО
Руководитель ШМО
__________/_____________/
Протокол заседания ШМО
№____ от«___»____ 2016г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по
УВР МАОУ СОШ с.
Быньги
____________/___________ /

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СОШ с.
Быньги
____________/___________ /
Приказ №_____________
от «___» _________ 2016г.

«___» ___________ 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету (курсу, внеурочной
деятельности и другое)
наименование
уровень образования/параллель/класс
срок реализации

Составители РП
Ф.И.О., должность, квал. категория

2016 год

Приложение № 2

к Положению МАОУ СОШ с. Быньги о Рабочей программе
учебного предмета (курса) основной общеобразовательной
программы начального общего образования, основной
общеобразовательной программы основного общего
образования и основной общеобразовательной программы
среднего общего образования

Образец оформления Тематического планирования и
Учебно-тематического плана
№
1
2

Содержание
Название изучаемой темы № 1
Название изучаемой темы № 2
Итого:

Колво
часов

Характеристика учебной деятельности

Приложение № 3

к Положению МАОУ СОШ с. Быньги о Рабочей программе
учебного предмета (курса) основной общеобразовательной
программы начального общего образования, основной
общеобразовательной программы основного общего
образования и основной общеобразовательной программы
среднего общего образования

Образец оформления Календарно-тематического планирования
(ФГОС)
№
п/п

№
п/п

Дата
План Факт

Тема

Колво
часов

Планируемые результаты
Предметные Метапредметные
и личностные

Виды
деятельн
ости

Образец оформления Календарно-тематического планирования
(ФК ГОС)
Дата
План Факт

Тема

Колво
часов

Виды
деятельности

Требования
к уровню
подготовки

Виды
контроля

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».