Проект "Образование в селе Быньги с первой половины 19 века до 1917 года"

16.12.2020

Школа.doc (скачать)
рецензия 1.docx (скачать)

Образование в селе Быньги с первой половины 19 века до 1917 года

16.12.2020

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

          средняя общеобразовательная школа села Быньги

                          Управления образования НГО

                             Исследовательский проект

Тема: «Образование в селе Быньги с первой     половины 19 века до 1917 года"

                                                Исполнитель: Растрепенина Наталья,

                                ученица 7 класса МБОУ СОШ с. Быньги.

                                      Руководитель: Белопашенцева Н.Ю.

                                     учитель русского языка и литературы

                                        высшей кв. категории.

 

                             Оглавление.                                                                  

Введение.                                                                             2-3                                                                                             

1.Сельская школа на Урале в 19 – начале 20 вв.                              

1.1. Виды сельских школ   4-5                                            

1.2.Хронология развития образования на Урале в 19 – начале 20 вв.          6-8

2. Развитие образования в селе Быньги.                            9

2.1. Образование приходских училищ в Быньговском заводе.                   9-10

2.2. Земская школа в Быньгах.                                          11

2.3. Школа грамоты в Быньгах.                                              12

2.4. Быньговская земская школа  в начале 20 века.                              13

Заключение.                                                                 

Список используемой литературы.                                                     

Приложения.

                                                 Введение.


 С чего начинается Родина? Моя Родина – это прежде всего  моя семья, мой дом, моя улица, моё родное село Быньги.


Два года назад я заинтересовалась тем, что обозначает это необычное название «Быньги», как и когда  образовалось село. Я изучила историю Быньговского железоделательного завода, основанного Акинфием Демидовым. Также мне интересно было узнать историю создания Никольского храма, который является  достопримечательностью нашего села. Все ответы на эти вопросы после длительных исследований, отбора архивных материалов и публикаций  я изложила в исследовательском проекте «Село Быньги: от истоков до сегодняшних дней». Чем больше я узнавала об истории своей малой родины, тем больше возникало у меня вопросов.


Так, на здании нашей школы обозначена дата постройки: 1969 год. Я знаю, что занятия  начались в феврале 1970 года. Значит, в этом году на традиционном вечере встречи выпускников,  в феврале 2015 года, будет отмечаться 45-летие школы. А когда открылась первая школа в Быньгах? На  этот вопрос мне все отвечали по-разному. Я слышала, что образовательное учреждение в Быньговском заводе было создано одним из первых в нашем районе. Значит, своё исследование надо начать с истории Быньговского завода, открытого А.Демидовым в 1718 году. А также для начала изучить термины, обозначающие виды учебных заведений (приходское училище, церковно-приходская школа, земская школа, школа грамоты), соотнести открытие учебных заведений с законодательными актами правительства России в области образования.


     Таким образом, я решила проследить этапы развития образования в родном селе от основания до сегодняшнего дня, собрать сведения о замечательных учителях, отдававших себя школе в далёкие дореволюционные годы.


     Тема моего проекта актуальна, так как исследование краеведческого материала способствует более глубокому изучению  истории России. Ведь путь развития образования неразрывно связан с государственной политикой в разные периоды времени. Актуальность данной темы ещё и в том, что школа всегда помогала подрастающему поколению определить приоритеты человеческих ценностей и особенно в селе была центром духовной и культурной жизни людей. Поэтому если я хочу знать историю своей малой Родины, я должна изучить историю образования.


     Проблема моего исследования: сколько лет образованию в Быньгах и какова хронология его развития. Изучение рассматриваемой проблемы носит и практическую значимость, так как, по мнению А.М.Сафроновой, автора книги «Сельская школа на Урале», «обучение детей крестьян в школах Урала в 19 веке – малоизученная тема». Данная исследовательская работа позволяет детализировать общероссийский ход развития образования местными региональными проявлениями.


 Цель работы: выяснить, как развивалось образование в селе Быньги.


Задачи:


Определить суть терминов «приходское училище», «церковно-приходская школа», «земская школа», «школа грамоты».


Собрать материал о возникновении и развитии образовательных учреждений в селе Быньги.


На основе анализа источников установить хронологию развития образования, связав её с ходом истории России.


Выяснить, какую роль играли школы в жизни села.


Предмет исследования: развитие образования в селе Быньги как часть истории моей малой родины.


Объект исследования: развитие системы образования в России в период с 19 по 21вв.


Гипотеза: я предполагаю, что развитие образования в селе отражает ход макроистории.


Методы исследования:


-  анализ и синтез;


-  сравнение;


-  обобщение и систематизация;


-  беседа;


-  социологический опрос.


     Для раскрытия темы исследования я использовала как научно-исторические труды, так и архивные материалы и публикации, воспоминания очевидцев событий. Среди них «История Урала с древнейших времён до наших дней» под редакцией И.С.Огоновской, монография А.М.Сафроновой «Сельская школа на Урале в 18-19вв.»


      Для освещения истории образования в Быньговском заводе нам,  безусловно, помог  обзор архивных документов и статьи научного сотрудника отдела истории Невьянского государственного историко-архивного музея Белоусова В.А. «Народное образование в Невьянском заводском округе с начала 19века по 1917 год», материалы Центрального Государственного Архива Древних Актов, «Краткого исторического очерка Быньговского храма и прихода под редакцией священника Михаила Христолюбова.


      Особенности проекта по типу деятельности – информационный, так как и исходные, и готовые материалы являются продуктами анализа информационных источников.


   Теоретическая и практическая значимость данного исследования заключается в следующем:


 -   возможность использования собранного и систематизированного материала для проведения уроков гуманитарного цикла;


-   возможность использовать собранный материал для внеклассной воспитательной работы с учащимися, краеведческих конференций  с участием родителей, жителей села 


1.Сельская школа на Урале в 19 - начале 20 вв.


Виды сельских школ в 19 – начале 20 вв.


     В начале своей работы я проанализировала словарные статьи  толковых словарей и справочников, чтобы узнать суть терминов «приходское училище», «церковно-приходская школа», «земская школа», «школа грамоты». Это виды учебных заведений в России в 19  - начале 20вв.


Из Википедии я узнала толкование понятия «приходское училище.


    Приходское училище – школа  при церковном приходе для обучения крестьянских детей обоего пола. Учреждены Уставом 1804 года как одноклассные школы. Это школы элементарной грамотности по месту жительства с типовой программой обучения чтению гражданской и церковной печати, письму, первым действиям арифметики, началам Закона Божьего. Надзор за училищем возлагался на священника. Государственных средств на содержание приходских училищ не выделялось. В казённых селениях они должны были находиться на иждивении прихожан, то есть плата за аренду помещения, его отопление, освещение, ремонт, закупка учебников, оплата труда учителей возлагалась на крестьян. С 1828 года стали двухгодичными. По положению 1864 года переведены в ведение Синода и получили название церковно-приходских школ.


 В Энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона я нашла следующие термины.


       Церковно-приходская школа – начальная школа при церковном приходе. Появилась после школьной реформы 1804 года. Церковно-приходские школы находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего Правительствующего Синода. То же, что и приходское училище. В одноклассных церковно-приходских школах изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах изучали историю.


      Земская школа (полное официальное название – одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения) – самый распространённый тип начального учебного заведения в Российской империи с конца 1870 по 1917гг. Появились после учреждения земств 1864 году. Действовали в сельской местности в земских губерниях. Их деятельность регулировалась «Положениями о народных училищах» 1864 1874гг. Школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) занимались в одной классной комнате с единственным учителем.


По материалам Википедии я выяснила значение термина «школа грамотности».


Хочу такой сайт

       Школа грамоты – начальные школы низшей ступени, в которых дети православных крестьян обучались элементарной грамоте и основам религии лишь в течение нескольких зимне-осенних месяцев в году. В отличие от начальных училищ они относились к «неорганизованным» учебным заведениям. Лишь в начале 80-х годов 19 века государство официально признало школы грамоты.


       Рассмотрев виды учебных заведений, существовавших в России в 19 – начале 20вв., я сделала следующие выводы:


  • Приходские училища и  церковно-приходские школы – самые распространённые учебные заведения в сельской местности, представлявшие собой низшую ступень образования. По сути это одно и то же, так как существовали при церковных приходах и находились  в ведении Синода. Слова «школа» и «училище» - это синонимы.

  • Земские школы (народные училища) содержались земствами и находились под контролем Министерства народного просвещения.

  • В 19 – начале 20вв. в России могли одновременно существовать школы разных видов. Также одновременно в них преподавали как светские учителя, так и священник

     

    1.2.Хронология развития образования на Урале в 19 – начале 20вв.

    Следующий этап моей работы состоял в том, чтобы проследить путь развития образования в уральском селе. Открытие учебных заведений – это постановлений государственных органов. Значит, необходимо рассмотреть, какие важные постановления, указы, уставы принимались в России относительно развития образования в данный период времени.

      В начале 19 века государство впервые попыталось выступить в роли инициатора организации школ на всей территории страны. По Уставу учебных заведений Министерства народного просвещения 1804 года, в селениях, как и в городах, при каждом церковном приходе полагалось иметь приходское училище для обучения детей обоего пола «без разбору лет». (10, стр.32)   

         Синод предложил Министерству народного просвещения использовать в качестве учителей священнослужителей или учившихся в семинарии дьяконов и открывать училища не в домах священников, а «отводить от светского правительства, неподалёку»; книгами учащихся обеспечивать бесплатно. Министерство, согласившись с Мнением  Синода, обратилось к Сенату. Сенат указом от 31 января 1805г. предложил губернскому начальству «содействовать начинанию Синода».(10, стр.33)

           Таким образом, на всей территории Российской империи стали появляться начальные учебные заведения для крестьянских детей. Типовая программа обучения  включала следующие предметы: чтение гражданской и церковной печати, письмо, первые действия арифметики, Закон Божий. Чтение книги «Краткое наставление о сельском домоводстве, произведении природы, сложении человеческого тела и вообще о средствах к предохранению здоровья» должно было дать крестьянским детям общее представление о природе, человеке и основах ведения хозяйства. В воскресные дни и праздники в училищах  должны были изучать «Катехизис», «Священную историю».

        Программа приходских училищ была рассчитана на один год, причём на селе учебный год укорачивался – от окончания полевых работ до начала их в следующем году.

             Новым уставом учебных заведений 1828 года предписывалось открывать приходские училища «повсюду, где есть средства» (10, стр.34)

           В уральской деревне в первой половине 19 века появились приходские училища ведомства Синода. «Положением об улучшении духовных училищ»1808 года предусматривалось открытие до 30 приходских школ на епархию. В 1836 году Синод утвердил «Правила обучения поселянских детей и особенно раскольнических грамоте». В школах духовного ведомства программа была самой ограниченной – обучение чтению гражданской и церковной печати, желающих – письму; «смотря по надобности» - арифметике, при особом внимании к наставлению в вере и благочестии, изучению молитв. (10, стр35)

        В 1884 году после почти пятилетней подготовки были высочайше утверждены «Правила о церковноприходских школах», закрепившие за ними официально это название. В литературе церковноприходскими они назывались и раньше для отличия от приходских училищ других ведомств.

        Согласно «Правилам», церковноприходские школы должны были распространять элементарную грамотность среди низших слоёв населения, «воспитывать в детях страх божий, преподавать им значение веры, вселять в их сердца любовь к святой церкви и преданность к царю и отечеству» (10, стр. 38)

          Новый импульс развитию школ на селе дали буржуазные реформы 60-х годов 19 века. Их важной составной частью явилась реформа народного образования. По высочайше утверждённому в 1864году «Положению о начальных народных училищах» к ним были отнесены школы всех ведомств, частных лиц и общественных организаций, в которых должны были преподаваться Закон Божий, чтение «по книгам гражданской и церковной печати», письмо, четыре действия арифметики и, где возможно, церковное пение.

       Большое значение в расширении доступа общественности к деятельности школ имела реформа местных органов управления 1864 года, предусматривавшая создание земств – выборных органов самоуправления  в губерниях и уездах, на которые возлагалось решение задач культурно-хозяйственного значения, в том числе устройство по своей инициативе школ для начального обучения детей.

      Земские школы, по праву считавшиеся лучшим видом начальной школы в России, получили наибольшее распространение в сёлах Урала во второй половине 19 века. Земства осуществляли общее руководство деятельностью школ, подыскивали учителей, оплачивали их труд, обеспечивали школы учебными книгами и пособиями. Программа обучения в земских школах была шире, чем в церковно-приходских, за счёт уроков объяснительного чтения, на которых учителя давали детям знания по истории, географии природы страны, поясняли непонятные слова и выражения.(10, стр.57)

        Более высокий уровень преподавания в сельских земских школах стал возможен благодаря привлечению в них в качестве учителей светских лиц, причём специально подготовленных.

          Значительную часть среди сельских школ Урала занимали школы грамотности, так называемые неорганизованные школы. Несколько крестьян соглашались содержать учителя, нанимали квартиру, доставляли дрова. Безусловно, навыки чтения, письма, полученные в этих школах, были наиболее слабыми. За 60-70 учебных дней, за вычетом праздников и выходных, дети еле успевали научиться читать и писать.

    В начале 80-х гг. 19 в. правительство начинает поощрять открытие школ грамотности духовенством, земскими органами.

         Итак, проследив этапы развития образования в России и на Урале  с начала 19 по 1917 год, я пришла к следующим выводам.


  • Развитие школ в деревне в первой половине 19 века как на Урале, так и по всей России в целом, шло под воздействием двух основных сил – Министерства народного просвещения и церкви; во второй половине 19 века – земства и церкви.

  • В отличие от духовного ведомства, стремившегося через школу воспитать глубоко верующего, верного государю и отечеству крестьянина, земство видело в школе инструмент просвещения, искоренения невежества в народной среде, воспитания интереса к чтению, познанию мира.

  • В земских школах использовались лучшие учебники, допущенные Министерством народного просвещения: «Родное слово», «Детский мир» К.Ушинского, «Книга для первого чтения» В.Водорезова, «Наш друг» Н.А.Корфа, книги Л.Толстого и др.

  • Все виды учебных заведений: приходское училище, церковноприходская школа, земская школа, школа грамотности -  существовали и развивались в данный промежуток времени параллельно  и составляли систему образования

     

    2.Развитие образования в селе Быньги.

    2.1.Образование приходских училищ в Быньговском заводе.

          К началу 19 века население Быньговского завода, согласно переписи 1795 года, составляло 3335 человек. Населяли его жители Невьянского завода, беглые и пришлые люди из Нижегородской, Тульской и других губерний. Плотина этого завода была в три раза длиннее невьянской. На Быньговском заводе чугун, привезённый с Невьянских домен, переделывали в железо. Демидов открыл в 1831 году косную фабрику. На Быньговском заводе было налажено производство латуни. На дальней Быньге построены кожевенный завод, мельница. (Приложение 1, 2)

           В первой половине 19 века в Быньговском заводе открылась первая школа. Во-первых, нужды производства и интересы самих заводовладельцев требовали грамотных рабочих.

           Во-вторых,  высочайшим повелением заводовладельцы-помещики обязывались иметь не менее одной школы на каждые две тысячи населения в местах проживания раскольников.

            Таким образом, в Быньговском заводе одноклассное училище было открыто 1 июля 1837 года главной Невьянской заводской конторой и содержалось за счёт завода. Располагалось оно в «корпусе хлебного запасного магазина, в коем помещены госпиталь, детское училище и внизу надзирательные конторы».(4) В этом училище 15 детей крепостных рабочих обучали священник Быньговской Никольской церкви Пономарёв и дьякон Богоявленских. В учебную программу входили «первоначальное чтение и письмо», краткий Катехизис, Священная история, грамматика и арифметика.(4) Программа приходского училища рассчитывалась на один год . Круг учебных пособий включал в себя таблицы, азбучные и складов; букварь, прописи, «Руководство к чистописанию»,первая часть арифметики, «Катехизис», «Краткое наставление» «Детский друг», «Правила для учащихся». Приходское училище находилось под надзором приходского священника, подчинялось смотрителю уездного училища и директору училищ пермской губернии. Мальчиков принимали с 8 лет, девочек – не старше 11 лет, без оплаты и вступительных экзаменов, но с выпускными испытаниями. В качестве учителей предлагалось принимать людей «всякого состояния», испытанных в уездном училище. (2 стр. 31)

           Я могу предположить, что это  было приходское училище, подведомственное Министерству народного просвещения при Быньговском заводе, так как государственных средств на училища не выделялось, их содержание было делом прихожан или владельцев поселений.

           С 16 мая 1849 года в Быньговском заводе вновь открывается училище под именем заводовладельческой школы на основании Указа Св. Синода 29 октября 1836 года, по распоряжению Епархиального начальства и при содействии местного заводоуправления. Училище вначале помещалось в господском каменном корпусе, возле заводской конторы (здание не сохранилось). Занятия возложены были на священника, дьякона и дьячка, которые безвозмездно обучали детей грамоте и письму. (Приложение 3)  

              По сведениям М.Христолюбова, с 1863 года обучение проводилось уже на квартире местного священника (дом сохранился до сегодняшнего дня и находится по адресу: ул. Мартьянова,3). На содержание школы заводская контора выделяла 12 рублей в месяц, их которых 3 рубля платилось помощнику дьякона. По учебной программе, включавшей Закон Божий, правописание, чтение и 4 правила арифметики, ежегодно обучалось15-20 детей православных и единоверцев. Согласно традиции того времени, старообрядцы обучали детей на дому, у «мастеров и мастериц». В1864 году Х.Мозель указывает, что в Быньговском заводе существует уже два церковных училища: православное и единоверческое.(2 стр.32).

      Работа с источниками по истории Быньговского завода позволил мне сделать следующие выводы:


  • Толчком к развитию образования как во всей России и на Урале, так и в Быньговском заводе послужила политика правительства в лице Министерстерства народного просвещения и Святейшего Синода.

  • Большая заслуга в том, что появляется первое образовательное учреждении в Быньгах, принадлежит заводовладельцам Быньговского завода, а также заботе и неустанному труду местных священнослужителей.

                            

    2.2. Земская школа в Быньгах.

           С 1870 года, времени учреждения земств в Пермской губернии, забота о народном образовании была вменена в обязанность и органам местного самоуправления. Улучшаются материальные условия содержания начальных школ (согласно «Положению о народных училищах» 1864г. – народных училищ), появляются их попечители.

    В 1885 году на земское содержание перешла и приходская школа в Быньговском заводе. О построении нового здания для неё хлопотал крестьянин Быньговской волости Леонтий Васильевич Хохлов, «он же -  заводской смотритель». Уже в этом году было построено каменное здание школы на 150 мест, а 14 сентября 1885г. состоялось её освящение. 14 декабря 1885г. Екатеринбургским  уездным земским собранием была выражена благодарность Л.В.Хохлову «за его старания в постройке дома для школы». Попечителем Быньговской школы он был и в 1887г. (2, стр.36)

    (Приложение 3)

        В 1886-1887 учебном году на 926 дворов Быньговского завода в земской школе обучались 57 мальчиков и 31 девочка. Здание земской школы сохранилось и по сей день, находится на улице Ленина.

        Исходя из результатов данного этапа исследования,  можно заключить, что появление земской школы в Быньгах – это шаг вперёд по пути развития грамотности в селе. То, что дети занимались в новом добротном здании, - заслуга Л.В.Хохлова. Я думаю, всем быньжанам необходимо знать имена подвижников, которым мы обязаны появлением своей быньговской школы.

     

    2.3 Школа грамоты в Быньгах.

             Наряду со светским начальным образованием, патронируемым земством, окончательно оформляется сеть школ, подведомственных Русской православной церкви. В 1884 году были высочайше утверждены « Правила о церковно-приходских школах», окончательно закрепившие это название за училищами ведомства Синода. В Быньговском заводе в 1899году существовали два церковных училища, которые также можно отнести к церковно-приходским школам. (2, стр. 36)

        В октябре 1891 года, после утверждения «Правил о школах грамоты», в Быньговском заводе была открыта церковная школа грамоты. В ней велись занятия по программе, изданной Синодом. Помещалась она в наёмной квартире. В течение 1894-1895 учебного года (фактически с 15 сентября по 1 мая 1895год, в свободный от полевых работ период), в этой школе обучались13 мальчиков и 17 девочек. Учителем в школе работала Наумова Анна Васильевна, окончившая5-классное епархиальное училище и имевшая учительское удостоверение. К сожалению, никаких сведений об этой учительнице, как и других первых учителях, я не нашла. Известно, что попечителем школы грамоты в Быньговском заводе был Николай Николаевич Решетов, проживавший в Невьянском заводе и торговавший по купеческому свидетельству. Он с особой любовью относился к поддержанию школы. (2, стр. 37)

        Таким образом, наряду с земской школой в селе Быньги существовала школа церковной грамоты. Такая система образования была характерна для России в целом. Мои исследования подтверждают этот факт.

     

    2.4.Быньговская земская школа в начале 20 века.

     В связи с требованием времени, министерством народного просвещения России прилагались усилия к повышению уровня начального народного образования. Более высокий уровень образования в сельских земских школах стал возможен благодаря привлечению в них в качестве учителей светских лиц, специально подготовленных.

    Старожилы села Быньги вспоминают, первыми учителями в начале 20 века были Бондарева Людмила Александровна и Романова Ольга Алексеевна, она же была заведующей. Сведениями об этих учителях , к сожалению, не располагаю.

            Большой удачей в моих исследованиях стало то, что я познакомилась с  воспоминаниями Саканцевой Ольги Ивановны -  учительницы, начавшей свою педагогическую деятельность в земской школе села Быньги в 1912 году, отдавшей Быньговской школе более 40 лет, ставшей первой советской учительницей в нашем селе. (Приложение 4)    

       Из воспоминаний Ольги Ивановны я узнала, что закончив Верхотурскую женскую гимназию и получив аттестат учителя начальных классов, она была назначена в Быньговскую земскую школу. « Заведующей школы была Романова Ольга Алексеевна, попечителем – Николай Иванович Чумичёв, священником – Николай Дягилев. В первый класс поступали дети 12-13 лет. Школа была трёхлетняя. По окончании каждого класса дети сдавали экзамены по всем предметам. При выпуске из 3-го класса на экзамене присутствовал инспектор народных училищ Попов из Екатеринбурга. Экзамены проходили без особой предварительной подготовки и консультаций.»

         Также из воспоминаний Ольги Ивановны я узнала, что в 1914 году в Быньгах открывается новая земская школа на улице Студёнке (ныне ул. Мартьянова).К этому времени в селе работали две школы: 1-я быньговская (132 ученика в трёх отделениях с учителями Романовой О.А., Саканцевой (Ушковой) О.И., Л.А.Калашниковой) и 2-я быньговская (60 учеников с учителями А.П.Кузовлёвой, М.В.Цаплиной, В.М.Пономарёвой, Е.И.Якуниной). Также в обеих школах преподавал законоучитель отец Николай Дягилев.

           Таким образом, заканчивая последний этап исследования,  я пришла к выводу, в начале 20 века число учащихся на селе резко возросло, качество образования улучшилось.

       

                                                   

    Заключение.

    Заканчивая работу, можно сказать, что я решила поставленные задачи. Выяснила суть терминов, обозначающих виды школ в 19 – начале 20вв. На основе анализа источников дала краткую характеристику истории образования в России и на Урале в данный период времени. Изучив архивные материалы и воспоминания очевидцев восстановила хронологию развития образования в Быньговском заводе. Выяснила, что появились первые школы в селе благодаря тому, что заводовладельцы выделяли средства на их содержание. Тот факт, что на момент открытия первой школы в Быньговском заводе существовала церковь – храм во имя Святителя Николая мир Ликийских Чудотворца, оказал положительное влияние на  возможность появления  школы.   Также я попыталась доказать, что история образования в Быньгах является отражением макроистории.

         На основании всего вышесказанного сделала следующие выводы:


  • В системе образования в Росси ин Урале существовали такие виды школ, как: приходское училище, церковно-приходская школа, земская школа, школа грамотности. Причём, термины «приходское училище» и «церковно-приходская школа» являются синонимами и обозначают одно и то же.

  • Образованию и развитию школ способствовали такие органы, как Министерство народного просвещения и Святейший Синод.

  • В отличие от современной системы образования, которая имеет светский характер, в школах дореволюционного периода преподавали служители церкви. А чаще всего именно им принадлежала инициатива открытия школ, так как первые учебные заведения назывались «приходские училища», что значит образованные при церковном приходе.

  • После земской реформы 1864года улучшается качество образования в селе: строятся здания школ, привлекаются к преподаванию квалифицированные учителя, увеличивается количество обучающихся.

  • В начале 20 века число школ на селе резко возросло, но по-прежнему основная масса крестьянских детей продолжала оставаться  неграмотной, и выход юношей и девушек из села для продолжения образования в городе был очень незначительным.

          Таким образом, я считаю, что цель моего исследования реализована и гипотеза, выдвинутая мной верна. Изучение краеведческого материала способствует изучению истории России. История появления и развития образования в Быньговском заводе является отражением истории образования в целом по стране.

         За время исследовательской работы я расширила свои знания по истории России. Это, я думаю, пригодится мне даже при сдаче ЕГЭ. Также в процессе работы я приобрела новые исследовательские навыки: умение выделять главное , отбирать нужную информацию из имеющихся источников, сопоставлять факты, классифицировать, формулировать выводы, делать предположения.

          Кроме того, у меня ещё больше окрепла гордость за историю своей малой Родины. Я узнала имена учителей, стоящих у истоков образования в селе. Это Наумова Анна Васильевна, Романова Ольга Алексеевна, Саканцева Ольга Ивановна и др. Я с гордостью могу сказать , что в селе были замечательные люди – подвижники, которые бескорыстно, по зову сердца радели за появление школ. Это Хохлов Леонтий Васильевич, Решетов Николай Николаевич – попечители и смотрители первых школ.

         В конце своей работы я вновь обращаюсь к вопросу, с которого начинала работу. Сколько лет образованию в селе Быньги? У меня есть две версии.

           Если считать, что первое приходское училище было открыто 1 июля 1837 года, то 1 июля 2015года исполнится 178 лет. Но приходские училища открывались и закрывались, какое-то время они не функционировали.

               14 сентября 1885 года была освящена и начала действовать земская школа в новом здании и занятия там велись постоянно вплоть до 1970года. Если взять за основу эту дату, то  14 сентября 2015года исполнится 130 лет.

             Я более склонна считать началом развития образования первую дату, так как до 1885 года уже сложилась система образования как в стране, так и в нашем селе.

           В дальнейшем я планирую изучить путь развития образования в селе Быньги с 1917года до сегодняшнего дня. Для этого у меня уже имеется много материала, в том числе воспоминания учителей и учеников разных лет. Особенно меня интересует материал о школе военных лет.

      

     

     

                   Список используемой литературы.


  1. Большая Российская Энциклопедия. М., 2004г.

  2. Белоусов В.А. Народное образование в Невьянском городском округе с начала 19 века по1917год. Сб. Четвёртые Невьянские исторические чтения. Невьянск. 2010г.

  3. Википедия. Образование в Российской империи. http://ru. wikipedia/org.// Образование в Российской империи.

  4. Духовно-нравственная культура. /Сост. Игумен Георгий (Шестун), Е.П.Бельчикова, Т.М.Сливкина.- Самара:СИПКРО, 2010.г.

  5. История Урала с древнейших времён до наших дней: учебник для учащихся 10-11 классов /кол. Авторов под ред. И.С.Огоновской. Н.П.Попова. Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2006г./

  6. Краткий исторический очерк Быньговского храма и прихода (Ко дню столетнего юбилея храма) сост.Священник Михаил Христолюбов.- Екатеринбург: типография П.Я.Сапожникова. – 1897г.

  7. Путеводитель по Уралу. Издание газеты «Урал»/ изд. В.А.Чекан./Екатеринбург: Типография ежедневной газеты «Урал». 1899г.

  8. Рязанова Л.Д. «Свято-Николаевский храм в Быньгах».-Издательство ОМТА, 2006г

  9. Сафронова А.М. Сельская школа на Урале в 18-19вв. и распространение грамотности среди крестьян. Екатеринбург. 2002г.

  10. Универсальная энциклопедия. /http://slovopedia/ com//3/207/82122/ html/

  11. Шишонко В.Н. Пермская летопись, пятый период, часть 3. –Пермь.- типография Земской Управы, 1889г.

  12. Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона /http://dic/ academia/ ru/contens nsf/ brokgaus efron/

     


 


 


 


 


 


 


 


 

                        

С. Быньги, 2015г.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».